На главную

Обобщение опыта социологической деятельности в библиотеках республики за 1998 - 2001 годы

Обобщение опыта социологической деятельности в библиотеках республики за 1998 - 2001 годы

Востребованность библиотек в условиях рыночных отношений во многом зависит от их работы, от умения оперативно реагировать на потребности общества в информационных услугах, учитывать изменения в социальной структуре населения и строить свою деятельность на основе изучения интересов, запросов пользователей библиотек. Решению этих задач способствует применение социологических методов в библиотечной практике.

Ежегодный анализ текстовых отчетов республиканских библиотек и централизованных библиотечных систем Татарстана наглядно демонстрирует неуклонное распространение социологической деятельности в библиотеках республики. К примеру, если в 1995 году социологические методы применялись в работе лишь 5-ти ЦБС, то к 2001 году их количество увеличилось до 31-ой, что иллюстрирует следующая таблица:

Динамика развития методов социологии в ЦБС республики1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

К-во ЦБС % К-во ЦБС % К-во ЦБС % К-во ЦБС % К-во ЦБС % К-во ЦБС % К-во ЦБС % 5 10,6 9 19 15 31,9 15 31,9 20 42,5 24 51 31 65,9

Основными направлениями социологической исследовательской деятельности в республике по-прежнему остаются: организация обслуживания пользователей, изучение чтения, работа с кадрами.

Обращаясь к вопросам организации обслуживания пользователей, исследователи затрагивают такие темы, как комфортная библиотечная среда, индивидуальное, групповое и массовое библиотечно-библиографическое обслуживание, выставочная работа, межбиблиотечный абонемент, формирование информационной культуры, состав и организация библиотечных фондов, их сохранность и безопасность.

При изучении чтения и информационных потребностей объектом исследовательской деятельности становятся как пользователи библиотек в целом, так и отдельные группы пользователей. Например: дети, молодёжь, инвалиды, пенсионеры, женщины и т.д.

Изучение кадровых ресурсов предполагает исследовательскую деятельность в помощь совершенствованию системы повышения квалификации, развитию методической деятельности, анализ чтения библиотекарей.

Прежде всего, социология развивается в крупных библиотеках - методических центрах республики, таких, как Национальная библиотека Татарстана, Республиканская юношеская и Республиканская детская библиотеки. Традиционно активно в этом плане трудятся Арская, Бугульминская, Лаишевская, Лениногорская, Казанская взрослая ЦБС. В этих системах социологические методы работы уже стали повседневной практикой. В том же ряду можно назвать Елабужскую, Зеленодольскую, Набережночелнинскую, Черемшанскую и некоторые другие ЦБС, где данное направление активизировалось именно в последние годы. Во многом это связано с необходимостью осознания новой реальности, потребностью понять место библиотеки в обществе и уже, исходя из новых реалий, совершенствовать организацию обслуживания пользователей.

1. Организация обслуживания пользователей

В Национальной библиотеке Татарстана в 1999 г. завершено крупномасштабное социологическое исследование "Организация обслуживания читателей в Национальной библиотеке"*, начатое в 1993 г. Его цель - определение реальных и потенциальных возможностей библиотеки в удовлетворении запросов пользователей.

Исследование затронуло практически все стороны деятельности библиотеки: состояние фондов, содержание работы, материально-техническое обеспечение, эстетическое оформление, взаимоотношения читателей и библиотекарей. В общей сложности на 3-х этапах исследования опрошено 1845 пользователей библиотеки.

Сравнительный анализ всех этапов исследования дал возможность проследить изучаемые вопросы в динамике, выявить намечающиеся тенденции. Достижением коллектива можно считать тенденцию к росту положительной оценки работы библиотеки: если на 1-м этапе исследования лишь 11,9% опрошенных пользователей сказали, что за последние несколько лет библиотека стала работать лучше, на 2-м этапе - 16,1%, то на 3-м этапе уже 22% опрошенных пользователей отметили улучшения в работе библиотеки.

В итоге выявлено мнение респондентов о работе всех структурных подразделений библиотеки, о комфортности библиотечной среды, вы явлено их отношение к сотрудникам библиотеки, собрана информация об их потребностях и интересах. Вся проделанная работа позволяет определить приоритетные задачи и искать оптимальные пути для удовлетворения запросов пользователей Национальной библиотеки.

*см.: Организация обслуживания читателей в Национальной библиотеке: Итоги 3-го этапа социологического исследования. - Казань: Милли китап, 2000. - 85 с.

Продолжением работы в данном направлении является социологическое исследование "Обслуживание пользователей Национальной библиотеки Татарстана документами по культуре и искусству" (2000 - 2001 гг.). Оно имеет более конкретный и локальный характер, его целью является совершенствование обслуживания пользователей НБ РТ документами по культуре и искусству.

Объект исследования - пользователи документов по культуре и искусству. Предмет - комплексная система обслуживания пользователей документами данной тематики в условиях Национальной библиотеки Татарстана. В исследовании приняли участие 259 респондентов.В ходе данного исследования установлен контингент пользователей документов по культуре и искусству, цели их обращения в библиотеку. Изучены информационные потребности пользователей и причины отказов. Определена степень удовлетворённости пользователей обслуживанием документами по культуре и искусству в каждом из структурных подразделений библиотеки, участвовавших в исследовании, выявлена степень их взаимодействия между собой. Прослежена зависимость влияния новых информационных технологий на качество обслуживания пользователей, намечены пути совершенствования обслуживания документами по культуре и искусству в НБ РТ.

Первоначально ориентированная на обеспечение деятельности Национальной библиотеки, социологическая служба НБ РТ постепенно расширяет масштаб своей работы. На основе изучения опыта работы ЦБС создаются обзоры социологической деятельности в библиотеках республики, ведется картотека "Социология в библиотеках Татарстана", итоги исследований освещаются в выступлениях на различных семинарах и совещаниях республиканского значения.

В 1998-1999 годах проведён социологический опрос "Межбиблиотечное обслуживание: взаимодействие Национальной библиотеки Татарстана и ЦБС республики"*. Его цель - изучение межбиблиотечного абонемента в республике в современных условиях и определение перспектив его развития. В опросе приняли участие сотрудники центральных библиотек Татарстана, ответственные за межбибиблиотечное обслуживание в своих районах. В ходе опроса рассмотрено состояние МБА в республике, подняты проблемы, тормозящие развитие межбиблиотечного обслуживания.

*см.: Межбиблиотечное обслуживание: взаимодействие Национальной библиотеки Татарстана и ЦБС республики: Итоги социологического опроса. - Казань: Милли китап, 1999. - 24 с.

Кроме крупных, многоэтапных социологических исследований и опросов, в НБ РТ практикуются экспресс-опросы, локальные опросы прикладного характера, по результатам которых принимаются оперативные решения, претворяемые в жизнь. Один из недавних примеров подобного рода - анкетирование заведующих отделами и ведущих специалистов Национальной библиотеки по теме "Сохранность и безопасность библиотечных фондов НБ РТ" (2000 г.), результаты которого положены в основу работы специальной комиссии, занимающейся разработкой программы сохранности фондов Национальной библиотеки Татарстана.

Очередной шаг в исследовательской работе по организации обслуживания пользователей сделан в Арской ЦБС. Здесь в 1999-2000 годах проведено крупное социологическое исследование "Имидж библиотек глазами читателей". Цель исследования определена следующим образом: формирование нового имиджа библиотек, развитие некоммерческого маркетинга и внедрение инноваций, ориентированных на разнообразные запросы и потребности пользователей, и в целом - повышение уровня работы всех структурных подразделений ЦБС в соответствии с современными требованиями к библиотекам.

В исследовании приняли участие 500 респондентов - библиотекарей и пользователей библиотек системы. Для сбора первичной информации было разработано 3 вида анкет, каждая из которых преследовала определённую цель: изучение отношения пользователей к различным сторонам деятельности библиотек, изучение взаимоотношений пользователей и библиотекарей, и в завершение - анкета для библиотекарей с целью определения практических результатов исследования.

По итогам данного социологического исследования проведён "круглый стол", где намечены пути дальнейшего улучшения обслуживания пользователей ЦБС. Руководители ЦБС констатируют, что в результате исследовательской деятельности повысился общий уровень работы ЦБС и отдельных филиалов. Экспертная группа выявила 7 лучших библиотек, на базе которых созданы специализированные информационные и культурно-просветительные центры. Разработано "Положение о библиотечных центрах в структуре ЦБС", а также отдельные положения о деятельности каждого вновь образованного центра.

Каждый центр специализируется на одном направлении работы: центр татарской культуры (филиал ¦ 6), центр русской культуры (филиал ¦ 9), центр марийской культуры (филиал ¦53), центр досуга и общения (филиал ¦ 43), центр деловой информации (филиал ¦ 22), информационно-библиографический центр (детский отдел), информационно-экологический центр ИНЭЦ (центральная библиотека).

Также результатом исследования стало создание в филиалах системы различных кружков, курсов, школ для дошколят. Проведены практикумы, консультации для библиотекарей по наиболее важным темам, выявленным в ходе исследования.

По такому же пути пошли библиотечные работники Высокогорской ЦБС, проводившие в 2001 году анкетирование в филиалах системы с целью изучения читательских потребностей. Здесь по итогам опроса на базе Усадского филиала создан центр экологической культуры, Ямашурминский филиал стал центром досуга и общения, а в Альдермышском филиале создан музей истории села.

Создавая специализированные библиотеки, исследователи мотивируют это тем, что расширение социальных функций библиотек способствует формированию их положительного имиджа.

Вопросы организации обслуживания пользователей рассматривались также в ходе исследования в Набережночелнинской ЦБС "Организация обслуживания читателей в ЦГБ" (1998 г.), аналогичные исследования проведены в Рыбнослободской (1999 г.) и Азнакаевской ЦБС (2001 г.).

Если масштабные социологические исследования требуют больших затрат времени, а соблюдение всей необходимой методики зачастую представляет трудность для рядовых библиотекарей, то социологический опрос доступен практически всем и привлекает внимание исследователей своей простотой, оперативностью и сравнительной лёгкостью сбора и обработки данных. Поэтому не удивительно, что это основной социологический метод, используемый библиотечными работниками. В связи с этим можно назвать такие опросы, проведённые в целях улучшения организации обслуживания пользователей:

"Сельская библиотека - какой ей быть?" (Черемшанская ЦБС, 1999 г.);

"Какой Вы хотели бы видеть библиотеку будущего?" (Заинская ЦБС, 1999 г.);

"Библиотека глазами женщины" (городской филиал ¦ 2 Бугульминской ЦБС, 1999 г.);

"Место библиотеки в твоей жизни" (Ульяновский филиал Черемшанской ЦБС, 1999 г.);

"Что значит библиотека в Вашей жизни?" (Осиновский филиал Зеленодольской ЦБС, 2000 г.);

"Моя библиотека, какой я ее вижу" (филиал ¦ 26 Казанской взрослой ЦБС, 2000 г.);

"Твоё отношение к библиотеке" (Майдановский филиал Верхнеуслонской ЦБС, 2000 г.);

"Какой Вы хотели бы видеть библиотеку села?" (Чепчуговский филиал Высокогорской ЦБС, 2001 г.);

"Какой Вы хотели бы видеть библиотеку в новом году?" (Кутлушкинский филиал Чистопольской ЦБС, 2001 г.);

"Библиотека и читатель" (Новоспасский, Чубыклинский филиалы Заинской ЦБС, 2001 г.);

блиц-опрос пользователей ЦБ Лаишевской ЦБС (2001 г.) и др.

В Лениногорской центральной библиотеке на протяжении многих лет продолжает действовать своеобразный канал обратной связи - анкетный стол с подборкой тестов и опросных листов на самые различные темы. В числе прочего пользователь может высказать своё мнение и по теме "Как Вас обслуживают?". Аналогичный анкетный стол организован в ЦБ Апастовской ЦБС. Есть в библиотеках и другие примеры оперативной обратной связи подобного рода. Это так называемый "сундучок доверия" в ЦБ Камскоустьинской ЦБС, "почта доверия" в ЦБ Тукаевской ЦБС, бюро "Твоё мнение и предложения по работе библиотеки" в Н. Ключевском филиале Черемшанской ЦБС и т.д.

Немаловажную роль в процессе распространения социологии в библиотеках республики играют республиканские библиотеки как методические центры, нередко стимулируя исследовательскую деятельность на местах. Например, в рамках исследования Республиканской юношеской библиотеки "Библиотека глазами молодёжи" в 1998-1999 годах проведено анкетирование в 20-ти ЦБС республики. Его результаты позволили определить степень оценки пользователями уровня деятельности библиотек, получить информацию о потребностях молодых читателей и сведения о том, какой хочет видеть молодёжь библиотеку в будущем.

В этом же ряду можно назвать анкетирование рабочей молодёжи "Библиотека глазами читателей" в Кураловском филиале Верхнеуслонской ЦБС (2000 г.), анкетирование старшеклассников "Каким должен быть современный библиотекарь" в филиалах Камскоустьинской ЦБС и др.

Молодёжь также стала объектом социологического исследования "Я вхожу в мир искусств", проведенного в 2001 году в Республиканской юношеской библиотеке, 30-ти ЦБС Татарстана, школах, профессиональных лицеях Казани, Казанской государственной академии культуры и искусств, Елабужском училище культуры.

Поиск своего места в инфраструктуре современного общества заставляет библиотечных работников все активнее включаться в решение социальных проблем, что во многом определяет исследовательскую деятельность в библиотеках.

Например, по инициативе Республиканской детской библиотеки в республике проведено социологическое исследование "Изучение потребностей в психологических услугах детей и родителей в условиях детской библиотеки" (2000-2001 гг.). В ходе исследования выявлялось мнение сотрудников детских библиотек республики о необходимости создания психологической службы в детских библиотеках, изучались потребности детей и родителей в психологической помощи.

В Зеленодольской ЦБС в ходе реализации программы "Библиотеки и социальные проблемы города и района" в 2000-2001 гг. проведено социологическое исследование "Читатели, библиотека и социальные проблемы". В данном случае как положительный момент хочется отметить тот факт, что при сборе первичной информации исследователи не ограничились анкетным опросом пользователей и широко использовали метод анализа читательских формуляров, статистические методы, методы изучения состава книжного фонда. Как известно, сочетание анкетирования с другими исследовательскими методами повышает достоверность полученной социальной информации и способствует наиболее полному и объективному решению поставленных задач.

Подобные исследования и опросы подтверждают востребованность социальных функций библиотек, о чём уже было сказано выше. Например, как городские, так и сельские пользователи Заинской ЦБС хотели бы иметь возможность получить в стенах библиотеки консультацию юриста и пообщаться с психологом, а опрошенные в Бугульме пользователи библиотеки - женщины - не отказались бы к тому же в кабинете психологической разгрузки послушать нравственные проповеди священнослужителей.

Идя навстречу таким пожеланиям, библиотечные работники организуют, например, заочное общение с психологом через "Психологическую почту", как это было сделано в Лениногорской ЦБ (2001 г.), или создают анонимные тетради заочного общения, где на вопросы пользователей отвечают не только психологи, но и врачи, юристы, представители власти, как это было сделано в Апастовской ЦБ (2001 г.).

Социальные проблемы становятся предметом обсуждения в ходе проведения различных массовых мероприятий. Так, во многих районах республики в 1998-2001 годах прошли марафоны "В 21 век - без наркотиков" и другие мероприятия, в рамках которых широко применялось анкетирование детей, подростков и молодёжи по этой теме (Агрызская, Аксубаевская, Актанышская, Балтасинская, Дрожжановская, Казанская взрослая, Лаишевская, Лениногорская, Менделеевская, Нурлатская, Тукаевская и др. ЦБС).

Мероприятия самой различной тематики могут включать в себя анкетирование пользователей. Это и нравственное воспитание (опрос "Что такое общечеловеческие ценности и духовность" в Зеленодольской ЦБ в 2001г.), тема семьи (анкетирование "Мой идеал спутника жизни" в Тимершикском филиале Сабинской ЦБС в 1998 г., опрос "Семья в твоей жизни" в рамках "Бенефиса семьи" в Новокадеевском филиале Черемшанской ЦБС в 2000 г., опрос в рамках Недели семьи в Б.Тарханском филиале Тетюшской ЦБС в 1998 г., анкетный опрос в рамках мероприятия "Семья и Закон" в Балтасинской ЦБ в 2001 г.), тема Великой Отечественной войны (опрос "Что ты знаешь о Великой Отечественной войне" в рамках литературного часа "Фронтовые судьбы песенной лирики" в филиале ¦ 6 Казанской взрослой ЦБС в 2000 г.), краеведение (опросы "Природа родного края" в Сокуровском филиале Лаишевской ЦБС в 1999 г., "Мой край" В ЦБ Черемшанской ЦБС в 2000 г.), профориентация (опросы в рамках познавательного часа "Профи без мифов" в филиале ¦ 24 в Набережночелнинской ЦБС в 2000 г., "Путь к призванию" в Старошигалеевском филиале Пестречинской ЦБС в 2000 г., "Твоя профессия" и "Мир Ваших увлечений" в Лениногорской ЦБ в 1999 г., "Найди свою цель" в Менделеевской ЦБ в 2001г., "Как найти свою дорогу к увлечению" в Нижнекамском филиале ¦ 48 в 2001г.) и т. д.

По итогам таких опросов и исследований проводятся беседы, обмен мнениями, приглашаются специалисты - врачи, психологи и т. д. В результате проводимые мероприятия обретают большую глубину и злободневность, в некоторой степени помогая решению жизненных проблем пользователей.

В целом положительной тенденцией можно назвать стремление библиотечных работников довести результаты исследовательской деятельности до сведения местных властей и широких слоёв общественности. Например, социологическое исследование "Читатели, библиотека и социальные проблемы" в Зеленодольской ЦБС (2000-2001 гг.) было организовано специально для ознакомления работников администрации города и района с положением дел по ряду животрепещущих социальных проблем.

Итоги социологического исследования в Бавлинской ЦБС в 2001 г., объектом изучения которого стала молодёжь, опубликованы в газете "Мой город Бавлы", соответствующие справки представлены в отдел по делам детей и молодёжи, районный отдел образования и отдел культуры.

В Лаишевской ЦБС в 2001 г. проведён опрос пользователей ЦБ, в ходе которого рассматривались вопросы организации библиотечного обслуживания. Общественное мнение было доведено до сведения администрации района и поселкового совета местного самоуправления, после чего стало возможным внесение некоторых изменений в работу библиотеки.

В Чистопольской ЦБС стало традицией обсуждать итоги социологических исследований и опросов на родительских собраниях, заседаниях советов местного самоуправления, что способствует принятию оперативных решений по совершенствованию библиотечного обслуживания пользователей и улучшению работы библиотеки.

Социологические методы применяются и в ходе реализации информационной функции библиотек. Например, в 1998-2000 годах в НБ РТ проведено социологическое исследование "Особенности отражения и использования официальных документов в различных ИПС НБ РТ" с целью определения наиболее эффективного варианта информационно-поисковых систем по поиску официальных документов. В ходе двух этапов исследования выявлен круг потребностей и потребителей официальных документов, источники отражения правовой информации, значимость правовой информации для пользователей библиотеки, наиболее эффективный вариант информационно-поисковой системы и пр. Итоги исследования позволили оптимизировать информационное обеспечение пользователей НБ РТ официальными документами.

Ещё один пример в этом плане - создание в Лаишевской ЦБС в 1999 г. центра информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления.* Созданию центра предшествовала большая подготовительная работа. Проводились маркетинговые исследования, в результате которых были изучены информационные ресурсы, разработаны необходимые виды услуг и реклама, выявлены потенциальные потребители информации. Свою работу центр начал с анкетирования работников местных органов власти, специалистов сельского хозяйства, руководителей предприятий и организаций с целью выявления их информационных потребностей и возможных способов получения нужных им материалов.

Аналогичный центр информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления создан на базе ЦБ Высокогорской ЦБС в 2001 г.

При научно-методическом отделе Казанской взрослой ЦБС в 2000 г. создано новое структурное подразделение - Национальный информационный центр (НИЦ), объединяющий отделы ЦБ и 6-ти филиалов. И хотя основное направление работы центра - автоматизация информационно-библиографических процессов, все подразделения НИЦ выполняют ещё и функции районных информационных центров. Их задача - обеспечение служащих администрации своего района регулярной информацией по интересующим их темам. Для выполнения этой цели здесь также, как и в Лаишевской ЦБС, используют анкетирование, по результатам которого составляются картотеки индивидуального и группового информирования.

* см.: В библиотеках республики (из опыта работы). Вып. 1. - Казань: Милли китап, 1999. - С. 12-17.

По такому же принципу работают в Альметьевской городской ЦБС. Здесь созданию картотеки индивидуального информирования служащих администрации также предшествует социологический опрос, в ходе которого выявляются их информационные потребности.

Информационная поддержка образовательного процесса давно уже стала традицией для библиотек республики. В то же время практика показывает, что уровень информационной культуры пользователей библиотек не очень высок. Об этом, в частности, свидетельствуют и результаты анкетирования студентов, проведённого в центральной библиотеке Лениногорской ЦБС в 2000 г.

Полученные в ходе этого опроса сведения позволили усовершенствовать программу курсов информационной культуры. В частности, были включены новые темы для студентов вузов: библиографический поиск в научной работе, правила библиографического оформления научных работ, структура электронного каталога, технология составления тезисов и конспектов, многообразие современных форм носителей библиографической информации. Перед началом занятия здесь уже стало традицией заполнение слушателями анкеты, позволяющей оценить уровень знаний каждого слушателя курсов. Это даёт возможность оперативно корректировать программу, обеспечивая индивидуальный подход в обучении.

Республиканская юношеская библиотека обратила внимание на роль библиотек в информационном обеспечении людей с ограниченными возможностями. Здесь в 2001 г. проведено социологическое исследование "Проблема информационного обеспечения инвалидов в Республиканской юношеской библиотеке", целью которого было совершенствование способов и методов работы с инвалидами - подростками и молодёжью в Республиканской юношеской библиотеке Татарстана для их социальной реабилитации и включения в общественную и профессиональную жизнь общества наравне со здоровыми людьми.

2. Изучение чтения

Большую долю в исследовательской работе библиотек занимает изучение чтения, ведь какие бы разнообразные функции не выполняла библиотека, основное её общественное предназначение неразрывно связано с фондами и чтением.

Бытующее в профессиональных и широких общественных кругах мнение о смертельном кризисе и разрушении книжной культуры не подтверждается ни статистическими, ни исследовательскими данными. Опросы населения, регулярно проводимые Всесоюзным центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показали, что жители России стали втрое реже посещать кинотеатры, вдвое реже читать газеты, почти вчетверо реже читать журналы, а вот к книгам стали обращаться в 1,35 раза чаще.

Библиотечное сообщество Татарстана тоже активно занимается изучением проблем чтения, используя в исследовательской работе как чисто профессиональные, библиотечные методы, так и сравнительно новые для библиотечной практики методы социологии. Во многих районах сложилась устойчивая система по изучению рынка читательских потребностей, регулярно проводятся анкетирования, блицопросы, интервью, тестирования, социологические исследования. Можно назвать следующие социологические исследования и опросы по изучению чтения:

"Мы и литература" (социологическое исследование в городском филиале # 1 Бугульминской ЦБС, 1998 г.);

"Ваше отношение к татарской художественной литературе" (социологическое исследование в Набережночелнинской ЦБС, 1998 г.);

"Библиотека и читатель" (анкетирование в ЦБ Лениногорской ЦБС, 1998 г.);

"Роль библиотеки и чтения в Вашей жизни" (анкетирование в Менделеевской ЦБС,1998 г.);

"Чтение - великое умение" (анкетирование в ЦБ Бугульминской ЦБС, 1998 г.)

"Книга в Вашей жизни" (анкетирование в Киятском филиале Буинской ЦБС, 1998 г.);

"Место и роль книги в моей жизни" (анкетирование в ЦБ Черемшанской ЦБС, 1999 г.);

"Проблемы чтения" (социологическое исследование в ЦГБ Набережночелнинской ЦБС, 2000 г.);

"Читательская инициатива" (анкетирование в ЦБ Черемшанской ЦБС, 2000-2001 гг.);

"Проблемы чтения в национально-краеведческих библиотеках" (социологическое исследование в ЦГБ Набережночелнинской ЦБС, 2001 г.);

"Мотивы обращения в библиотеку" (анкетирование в ЦБ Черемшанской ЦБС, 2001 г.);

"Ваше чтение" (анкетирование в Лагерском филиале Черемшанской ЦБС, 2001 г.);

"Книга в жизни человека" (анкетирование в Ст. Кадеевском филиале Черемшанской ЦБС, 2001 г.) и др.

При проведении социологических опросов большое внимание уделяется изучению чтения молодёжи:

"Что читают сегодняшние ученики" (анкетирование в ЦБ Новошешминской ЦБС, 1998 - 1999 гг.);

"Чтение подростков и средства массовой информации" (социологическое исследование в ЦБ Бугульминской ЦБС, 1999 г.);

"Библиотека. Молодёжь" (анкетирование в ЦБ Лениногорской ЦБС, 1999 г.);

"Информационные потребности молодёжи в художественной литературе" (социологическое исследование в ЦБ Черемшанской ЦБС, 2001 г.).

"Ты и библиотека" (социологическое исследование в Лаишевской ЦБС , 2001 г.);

"Библиотека. Книга. Молодёжь" (анкетирование в ЦБ Чистопольской ЦБС, 2001 г.);

"Чем ты занят, подросток?" (анкетирование в ЦБ Дрожжановской ЦБС, 2001 г.);

"Библиотека и подросток" (анкетирование в Верхнеуслонской ЦБС, 2001 г.);

"Чтение молодёжи и средства массовой информации" (анкетирование в ЦБ Новошешминской ЦБС, 2001 г.);

"Чтение молодёжи города в свободное от учёбы время" (анкетирование в ЦБ Лениногорской ЦБС, 2001 г.);

"Библиотека глазами молодёжи" (анкетирование в Елабужской ЦБС, 2001 г.) и др.

Большая работа по изучению детского чтения проведена в республике под руководством Республиканской детской библиотеки в ходе социологического исследования "Изучение чтения и читательских интересов детей в Республике Татарстан" (1997-1998 гг.). В исследовании приняли участие 38 районов, всего было опрошено 4 110 учащихся 1-9 классов.

Несколько реже библиотекари обращаются к изучению чтения других групп населения. В качестве примера можно назвать следующие социологические исследования и опросы:

"Женское чтение сегодня" (анкетирование в П.Ковалинском филиале Лаишевской ЦБС, 1998 г.);

"Женское чтение в библиотеке" (социологическое исследование в Менделеевской ЦБС, 2001 г.);

"Интересы читателей - пенсионеров" (анкетирование в ЦБ Зеленодольской ЦБС, 2000 г.).

Аналогичные опросы по изучению чтения практикуются также в Алькеевской, Апастовской, Арской, Муслюмовской, Нижнекамской, Тетюшской и др. ЦБС.

Практически все исследователи, занимающиеся изучением чтения как на общероссийском уровне, так и в Татарстане, отмечают преобладание в досуговом чтении населения детективов, фантастики и любовного романа. В основе своей читатели не считают более нужным демонстрировать свою приверженность "высокой" литературе. Чтение с целью развлечения, отдыха, отвлечения от неприятных жизненных ситуаций - основной мотив.

Например, по итогам анкетирования в ЦБ Алькеевской ЦБС в 2001 году досуговые потребности в чтении назвали 67% респондентов. По итогам опроса "Библиотека и подросток" (2001 г.) 27 % пользователей ЦБ и сельских филиалов Верхнеуслонской ЦБС основным мотивом посещения библиотеки также назвали досуг. При этом более половины из них предпочитают детективы, фантастику, приключенческую литературу.

Респонденты, опрошенные в городских библиотеках Елабужской ЦБС в ходе социологического опроса "Библиотека глазами молодёжи" в 2001 году, тоже чаще всего отмечают интерес к чтению фантастики и детективов (27%). Книги о любви здесь занимают 3-е по читаемости место, что составляет 17% от числа опрошенных.

Подобные примеры можно было бы продолжить и дальше. Очевидно, что "лёгкая" книга входит в круг чтения практически всех социальных групп. Уровень образования, как правило, не влияет на интерес к этому типу литературы в целом.

Исследователи чтения российского уровня и библиотечные работники нашей республики единодушны в том, что интерес сосредоточен, прежде всего, на жанре. К конкретным именам, как правило, читатель равнодушен и легко идёт на их замену.

Другой пласт современной литературы - так называемая "высокая" литература. Эта литература ироничная, изысканная, построена на интеллектуальной игре, манипуляциях с текстами, мистификациях, кодах, знаках, которые необходимо расшифровать, содержит большой реминисцентный слой. Читать её без необходимой культурологической подготовки сложно, по-этому число читателей данного направления ограничено.

Из представителей "высокой" литературы сегодняшнего дня можно назвать имена Владимира Маканина, Сергея Довлатова, Виктора Пелевина, Венедикта Ерофеева, Татьяны Толстой, Михаила Шишкина, Людмилы Петрушевской, Ларисы Улицкой и др. Как правило, произведения этих авторов заметно уступают по популярности образцам массовой литературы, что наглядно демонстрируют и отчёты ЦБС: при анализе читательских интересов по результатам 2001 года лишь сотрудники Елабужской ЦБС выразили сожаление по поводу отсутствия в их фонде отдельных произведений Т. Толстой и Л. Улицкой.

Ещё один важный мотив чтения россиян - деловое чтение. Оно ориентировано на удовлетворение не столько общекультурных, эстетических потребностей, сколько информационно-прагматических. Чтение превратилось в сопутствующее занятие. В большой степени прагматическое чтение характерно для учащихся школ, колледжей, вузов. Более половины прочитанной ими литературы напрямую связано с заданиями, полученными в учебном заведении. Эта категория читателей пользуется библиотекой, как правило, не более 5-ти лет и после окончания учебного заведения прекращает её посещать. Лишь небольшая часть таких читателей переходит в разряд постоянных.

Возрастание роли делового или информационно-прагматического чтения фиксируют практически все исследования последних лет и в библиотеках Татарстана. Так, по итогам исследования "Информационные потребности молодёжи в художественной литературе" (2001 г.) в ЦБ Черемшанской ЦБС почти 80% обращений к художественной литературе продиктованы деловым интересом, в круге чтения преобладают программные произведения.

Аналогичная картина выявлена библиотечными работниками Елабужской ЦБС в ходе опроса в городских библиотеках "Библиотека глазами молодёжи" (2001 г.). Здесь 64% респондентов посещают библиотеку из-за необходимости освоения учебной программы.

Пользователи библиотек Верхнеуслонской ЦБС в ходе анкетирования "Библиотека и подросток" в 2001 году также основной причиной посещения библиотеки назвали выполнение учебных заданий (45%).

Деловое или прагматическое чтение особенно характерно для Национальной библиотеки Татарстана, о чём свидетельствуют статистические данные и проводящиеся в НБ РТ социологические исследования. По результатам последнего крупномасштабного опроса в 1998 г., 72% респондентов - это студенты дневных отделений вузов города*. При этом лишь 8% респондентов имеют читательский стаж более 5-ти лет и лишь около 6% посещают библиотеку более 10 лет. К тому же, число таких "старожилов" имеет тенденцию к снижению и год от года их становится всё меньше. Основной же читательский поток - это те, кто записан в библиотеку в течение последних 5-ти лет (61%) и в текущем году (24,3%).

Подавляющее большинство опрошенных (85,6%) основной целью посещения НБ РТ называют необходимость в учёбе. 15,4% посещают библиотеку из-за необходимости в работе и лишь 9,4% проводят здесь свой досуг.

*см.: Организация обслуживания читателей в Национальной библиотеке: Итоги 3-го этапа социологического исследования. - Казань: Милли китап, 2000. - 85 с.

Итак, суммируя выводы исследований по изучению чтения, можно сказать, что основная тенденция последних лет - утрата чтением своей исключительной роли в российском обществе, его превращение, с одной стороны, в средство получения информации, а с другой - в развлечение, подобно другим странам, когда речь идёт о массовом чтении. Но это вовсе не свидетельствует о снижении значимости последнего: в массовом чтении, как показывает анализ американских бестселлеров, есть не только образцы "популярного чтива", но и то, что принято относить к "серьёзной литературе". А это означает, что Россия модернизируется, и многие привычные понятия обретают иное содержание, меняя до известной степени современные социальные процессы.

Как правило, в ходе социологических исследований и опросов, изучающих чтение, определяются мотивы, цели чтения, выявляются интересы различных групп пользователей к чтению конкретных видов и жанров литературы, уточняется круг наиболее востребованных авторов, рассматривается влияние происходящих в обществе процессов на чтение. Параллельно изучается спрос на различные виды изданий и удовлетворённость пользователей предоставляемым библиотекой фондом документов. В частности, во многих системах перед подписной кампанией практикуются анкетные опросы с целью изучения спроса на периодические издания и улучшения комплектования фондов периодикой (Алексеевская, Зеленодольская, Мамадышская, Пестречинская и др. ЦБС).

Изучение чтения татарстанских периодических изданий в библиотеках республики ведётся в рамках ежегодного социологического опроса "Рейтинг прессы Татарстана"*, проводимого Национальной библиотекой Татарстана. С 1997 года в данном опросе приняли участие пользователи библиотек Актанышской, Алексеевской, Атнинской, Бугульминской, Зеленодольской, Лаишевской, Лениногорской, Пестречинской, Сабинской ЦБС, а также пользователи Национальной библиотеки Татарстана.

В результате выявляется контингент читателей татарстанской периодики, проводится сравнительный анализ читательских интересов городских и сельских жителей, прослеживается динамика популярности тех или иных изданий. Данная работа позволяет активизировать многие библиотечные процессы от комплектования библиотек республики до обслуживания пользователей в них.

*см.: Рейтинг прессы Татарстана: Итоги социологических опросов. - Казань: Милли китап, 1999. - 48 с.

Рейтинг прессы Татарстана в 2000 году: Итоги социологического опроса. - Казань: Милли китап, 2001. - 63 с.

В этом же ряду можно назвать анкетирование пользователей отдела литературы на иностранных языках Национальной библиотеки "Изучение спроса на периодические издания в отделе литературы на иностранных языках" (2001 г.) с целью улучшения комплектования фонда отдела периодическими изданиями.

Социологические методы исследования при изучении чтения нередко совмещаются с традиционными библиотечными методами: беседами, анализом читательских формуляров, изучением статистических данных. При этом, безусловно, повышается степень достоверности полученных результатов.

Итоги подобной исследовательской деятельности также становятся предметом для обсуждения не только в кругу библиотечных работников, но и более широких слоёв общественности. Например, результаты социологического опроса "Рейтинг прессы Татарстана", проводимого Национальной библиотекой, в разные годы доводились до сведения Министерства информации и печати РТ, были предметом разговора на встрече читателей с редакцией газеты "Вечерняя Казань" и во время презентации зала республиканской прессы НБ РТ, обсуждались на "круглом столе" "Пресса. Библиотека. Читатель" с участием журналистской общественности города и т.д.

По итогам социологического исследования "Чтение подростков и средства массовой информации" в Бугульминской ЦБ (1999 г.) проведён "круглый стол" "Молодёжь. Книга. Телевидение". По итогам социологического исследования "Проблемы чтения" на базе ЦГБ Набережночелнинской ЦБС (2000 г.) проведён "круглый стол" "Что читают сегодня в г. Набережные Челны" с приглашением библиотечных работников, представителей средств массовой информации, образовательных учреждений. По итогам социологических опросов проведены семинары библиотечных работников "Библиотека. Молодёжь" в Лениногорской ЦБ (1999 г.), "Проблемы формирования культуры чтения" в Бугульминской ЦБ (1998 г.), "Новое тысячелетие: библиотека, чтение, молодёжь" в Чистопольской ЦБ (2001 г.), семинар-совещание с участием педагогов, работников печати в Новошешминской ЦБ (1998 г.), семинар-совещание "Библиотека как информационный центр для молодёжи" в Елабужской ЦБС с участием преподавателей Елабужского училища культуры и библиотекарей всех систем и ведомств города (2001 г.) и т.д.

Выводы социологических исследований и опросов по изучению чтения находят и непосредственное практическое применение в работе: совершенствуется система комплектования документов с учётом интересов и пожеланий пользователей, пересматривается перечень выписываемых периодических изданий. Оформляются книжные выставки, тематические полки, разрабатываются памятки в помощь работе с книгой, составляются рекомендательные списки литературы, создаются кружки и клубы по интересам и т.д.

3. Работа с кадрами

Ещё одно направление социологической деятельности в библиотеках республики - работа с кадрами, совершенствование системы повышения квалификации.

Достаточно большое распространение в республике получило анкетирование библиотечных работников "Профессиональная самооценка библиотекаря", впервые проведённое в 1997 году в Менделеевской ЦБС. В 1998 г. аналогичный опрос с целью анализа библиотекарем своей профессиональной деятельности проведён в Тетюшской ЦБС, а в 2000 г. анкетирование "Самооценка специалиста" прошло в Буинской, Елабужской, Камскоустьинской, Лениногорской, Спасской и других ЦБС.

Зачастую подобный опрос предшествует проведению в системе аттестации библиотечных работников. Как правило, в анкету включаются вопросы о наиболее значительных мероприятиях, выполненных специалистом в течение года, о его участии во внедрении передового опыта, о применяемых формах повышения квалификации (самообразование, учёба в вузе, другие формы). Здесь же сотруднику предлагается рассказать о трудностях, нерешённых вопросах на его участке, попробовать сформулировать причины, их вызывающие, а также внести предложения по совершенствованию деятельности ЦБС.

Анкетный опрос используется и для определения уровня профессиональных знаний сотрудников системы, выявления недостатков в работе структурных подразделений и их устранения. С этой целью в Казанской взрослой ЦБС в 1998 г. проведена экспресс-аттестация для всех сотрудников ЦБС и опрос "Справочно-библиографическое и информационное обслуживание в библиотеках" для заведующих филиалами и библиотекарей читальных залов (1998 г.). В Заинской, Лениногорской, Тетюшской и других ЦБС проводились тестирования, опросы по итогам деловых игр, семинаров с целью определения усвоения материалов занятий.

В Альметьевской городской ЦБС в ходе семинара "Проблемы профессиональной этики библиотекаря" проведён тест "Правильно ли Вы выбрали себе профессию?" (1999 г.), а в научно-методическом отделе Казанской взрослой ЦБС совместно с КГАКИ провели анкетирование среди заведующих структурными подразделениями с целью изучения современного состояния рекламы в библиотеках ЦБС (2000 г.).

Нередко опросы библиотекарей используются при оценке эффективности методической деятельности и планировании работы. Например, в Заинской ЦБС периодически проводятся опросы среди библиотекарей ЦБ и библиотек-филиалов, где сотрудникам предлагается оценить работу методического отдела и выразить свои пожелания относительно того, какую теоретическую и практическую помощь они хотели бы получить со стороны центральной библиотеки (1998-2000 гг.). В Казанской взрослой ЦБС в 2001 г. проведено анкетирование заведующих филиалами с целью изучения эффективности работы научно-методического отдела по оказанию помощи в ведении справочно-библиографического аппарата в структурных подразделениях ЦБС.

Путём анкетирования библиотекарей выявляется круг тем для обсуждения на семинарских занятиях в Новошешминской (2001 г.) и в Казанской взрослой ЦБС (2000 г.), изучается востребованность и эффективность использования методико-библиографических материалов в Менделеевской ЦБС (2000 г.), определяются направления методической помощи филиалам в Тетюшской (2001 г.) и в Дрожжановской ЦБС (2001 г.).

Руководителей централизованных библиотечных систем продолжает интересовать и такая тема, как библиотекарь и чтение. В Кукморской ЦБС проведено анкетирование сотрудников сельских филиалов "Библиотекарь читающий" (1998 г.), а в Бугульминской ЦБС - социологическое исследование "Библиотекарь как читатель" (1998 г.). В ходе данного исследования изучалось профессиональное чтение библиотекаря и его методическое обеспечение, личные пристрастия в чтении, мнения библиотекарей о собственном чтении, рекомендации для читателей, взаимовлияние библиотекаря и читателя. Итоги исследования побудили к перестройке системы повышения квалификации: в помощь развитию читательской культуры библиотекарей стали проводиться семинары-персоналии по творчеству татарских авторов, экспресс-обзоры библиографа "О новинках на страницах периодики", регулярные информационные сообщения методической службы "Сегодня методист предлагает", узаконены творческие часы библиотекаря, когда каждому сотруднику библиотеки отводятся определённые часы рабочего времени для самообразования.

Республиканская детская библиотека РТ является инициатором проведения социологических исследований в детских библиотеках республики. Одно из них - "Работа детских библиотек в контексте профессиональных установок библиотекарей и методической помощи Республиканской детской библиотеки Республики Татарстан" (2000 г.) - было предпринято с целью изучения профессиональных установок детских библиотекарей республики, самооценки проводимой ими работы, отношения к ней пользователей библиотек, определения потребностей и запросов библиотекарей в оптимизации деятельности библиотек. Данное исследование позволило точно обозначить роль и место методической помощи РДБ в повышении профессионального мастерства библиотекарей детских библиотек республики.

Продолжением исследовательской деятельности РДБ явилось социологическое исследование "Краеведческая работа детских библиотек республики" (2001 г.), предпринятое с целью анализа состояния краеведческой работы в детских библиотеках РТ, выявления существующих трудностей и определения перспектив их практического решения.

Заключение

В завершение обзора можно сделать следующие выводы и рекомендации. Налицо расширение сферы применения социологических методов в работе библиотек республики: с 1995 по 2001 годы число ЦБС, в той или иной мере занимающихся социологической деятельностью, увеличилось в 6 раз. Традиционными становятся крупномасштабные социологические исследования, проводимые под руководством библиотек-методических центров республики. Есть попытки проводить и собственные социологические исследования на местах. Причём данное направление работы не ограничивается стенами центральных библиотек, всё чаще методы социологии используют работники филиалов, в том числе на селе.

Большинство исследований направлены на совершенствование организации обслуживания пользователей. Чаще всего при этом изучаются читательские потребности, взаимоотношения читателей и библиотекарей, степень комфортности библиотечной среды, проводятся работы в помощь реализации информационной функции библиотек. Меньшее внимание уделяется изучению таких вопросов, как организация, состав документальных фондов, их сохранность и безопасность, межбиблиотечный абонемент и др.

Одно из наиболее обеспеченных исследованиями направлений - изучение чтения. При этом наиболее традиционным объектом изучения выступают пользователи библиотек в целом. Довольно часто из общей массы пользователей выделяется молодёжь как наиболее многочисленная читательская группа. Изучение детского чтения ведётся, в основном, под руководством Республиканской детской библиотеки. Очень редко исследователи обращаются к изучению чтения отдельных социальных групп. В связи с этим можно назвать лишь единичные примеры, когда объектом изучения становились женщины, инвалиды, пенсионеры.

Менее обеспечено исследованиями такое направление, как работа с кадрами. Как правило, исследовательская деятельность этой тематики имеет прикладной характер и направлена на решение сиюминутных практических задач. Чаще всего это вопросы усовершенствования системы повышения квалификации, помощь в планировании и оценке эффективности методической деятельности, обращения к теме "библиотекарь и чтение" (прил. 1).

С одной стороны, расширение сферы применения социологии в библиотеках можно отметить как положительный факт. Но, с другой стороны, недостаточная подготовленность библиотекарей в данной области ведёт к снижению качества проводимых исследований и опросов. В этих условиях возрастает роль центральных библиотек в предоставлении методической помощи филиалам. В то же время следует признать, что зачастую и сами сотрудникиДостаточно распространённой ошибкой является отсутствие программы исследования - основного документа, определяющего логику, структуру, последовательность этапов социологического исследования. В программе обязательно отражаются: формулировка проблемы и анализ проблемной ситуации, цели и задачи, предмет и объект исследования, форму-лировка гипотез, методы сбора первичной информации, выборочная совокупность, сроки и этапы проведения исследования, состав рабочей группы, методы обработки полученных данных, виды итоговой документации и т.д. Тщательно разработанная программа - это гарантия успеха всего исследования. центральных библиотек не в полной мере владеют всей методикой проведения социологических исследований и опросов.

Наиболее распространённым методом сбора социологической информации, используемым в библиотеках повсеместно, по-прежнему остается анкетный опрос, который может иметь как самостоятельное значение, так и быть частью какого-либо мероприятия. Практика показывает, что библиотечные работники достаточно эффективно и на хорошем уровне владеют этим методом, хотя здесь тоже встречаются определённые ошибки. Не всегда соблюдаются правила составления анкет: отсутствует обращение, в котором указывается, какая организация и с какой целью проводит опрос, не учитываются психологические особенности восприятия анкет, не всегда удачна формулировка вопросов и т.д.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что анкетирование желательно сочетать с использованием всего спектра методов научного исследования. Это эксперимент, наблюдение, интервью, анализ документов и т.д. К сожалению, пока в большинстве ЦБС республики, занимающихся социологической деятельностью, анкетирование зачастую остаётся единственным применяемым методом.

Внедрение результатов - важная заключительная часть социологического исследования в области библиотечного дела. Под внедрением результатов социологического исследования понимают систему целенаправленных действий и мер, которые помогли бы с помощью выработанных в ходе социологического исследования рекомендаций перестроить, оживить и обогатить работу библиотек, сделать её более эффективной.

Анализ отчётов показывает, что библиотекари республики достаточно большое внимание уделяют практическому применению результатов социологических исследований и опросов. Информация, выявленная в ходе социологической деятельности, творчески перерабатывается и используется для определения перспектив развития библиотечного дела и дальнейшего совершенствования обслуживания пользователей в библиотеках республики.

Ещё один важный момент, требующий внимания - доведение результатов исследовательской деятельности до сведения общественности через средства массовой информации, при проведении различных мероприятий, "круглых столов", совещаний и т.д. Хотелось бы, чтобы общественное мнение, выявленное социологическими методами, активнее доводилось и до сведения местных властей, что могло бы оказать существенную помощь при решении насущных проблем, стоящих перед библиотеками Татарстана.

К сожалению, из предоставляемых отчётов не всегда можно судить, насколько выполняются все требования, предъявляемые к социологической деятельности. Поэтому хотелось бы пожелать руководителям библиотечных систем обратить внимание на вышеизложенные рекомендации и по возможности отражать наиболее важные моменты в текстовых отчётах.

Очевидно, что своевременное и грамотное использование социологии в библиотеках способно обогатить и ускорить развитие библиотечной деятельности в республике.

2002
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz