На главную

Социологические опросы: «За честные выборы» или за большие деньги?

Социологические опросы: «За честные выборы» или за большие деньги?

Избирательная кампания по выборам депутатов городской Думы г. Ижевска вступила в свой завершающий этап. Как всегда, предвыборная борьба не обходится без черных технологий, нарушений закона и без одиозных политтехнологов, цель которых - сорвать большой куш в ходе избирательной кампании.

Рейтинг заказывали?

Один из грязных приемов политтехнологов - создание специально к выборам неких общественных организаций, в названии которых часто звучат слова «За честные выборы». По сути же эти названия можно расшифровать по-другому: «За большие деньги». Потому что оплачивается работа таких организаций из кармана одних кандидатов, а действуют «честные» против кандидатов-оппонентов своих нанимателей. Примеров тому масса.

На первых выборах Президента Удмуртии была создана организация «Юристы за честные выборы», на выборах в Госсовет Удмуртии - организация «Студенты за честные выборы». В обоих случаях создание этих «независимых» организаций было делом рук предвыборных штабов конкретных кандидатов.

В ходе сегодняшней избирательной кампании в Ижевске привычная предвыборная схема повторилась: было объявлено о создании общественного движения «Журналисты за честные выборы». Цель у этого формирования все та же - участие в предвыборной кампании и якобы «честная» оценка всех кандидатов в депутаты. Правда, на деле получается, что под жесткий обстрел общественного движения попадают те кандидаты, которые не платят им денег, а самыми лучшими и «народными» оказываются те, кто больше заплатил.

Сейчас движение «Журналисты за честные выборы» в основном занимается размещением на телевидении и в газетах социологических опросов на тему «За кого бы вы проголосовали, если бы выборы в городскую Думу состоялись в ближайшее воскресенье?».

Однако опытные аналитики считают, что результаты этих опросов не соответствуют действительности и явно сфальсифицированы в пользу конкретных кандидатов в депутаты. Скорее всего, никаких реальных опросов населения вообще не проводится, а рейтинги пишутся под диктовку предвыборных штабов нескольких кандидатов в депутаты. К такому выводу приходишь, анализируя несколько фактов.

Во-первых, очень смущает, что в избирательных округах Ижевска никто не видел и не слышал социологов от движения «Журналисты за честные выборы». Хотя опросы якобы проводятся еженедельно в каждом микрорайоне города, и участвует в них всякий раз не менее 4200 ижевчан. «Промерить» территорию, равную городу Ижевску, если, конечно, делать работу честно и по всем правилам социологии, стоит примерно 2 000 000 рублей! Откуда у «бедных» журналистов, подводящих итоги каждую неделю, такие деньги? Недоумевают и студенты-социологи УдГУ, без которых просто нельзя провести такие массовые опросы. На этот раз к ним никто не обращался за помощью. Непонятно, кто и где проводит эти загадочные опросы, результаты которых не сходят с экрана телевизора.

Во-вторых, в социологических опросах движения «Журналисты за честные выборы» очень часто называются фамилии кандидатов, которых в округе просто нет или же указываются неверные должности реальных кандидатов. Уж настоящие-то журналисты, работающие на выборах, не могут так ошибаться.

И наконец, самое важное: результаты опросов слишком сильно отличаются от реальных предпочтений избирателей. Причем все шито такими белыми нитками, что фальшивость результатов опросов становится очевидна даже непрофессионалам. Например, у подставных кандидатов-безработных, которых в округе никто ни разу не видел, рейтинг в несколько раз выше, чем у директоров предприятий, работающих в округе и пользующихся большим уважением жителей.

Сколько стоит первое место в рейтинге?

За всеми этими нелепостями стоят большие деньги. Ходят слухи, что первые места в рейтингах можно купить. Руководители движения «Журналисты за честные выборы» просят с тех кандидатов, которые хотят быть на первом месте в опросе, от 200 тысяч рублей до 950 тысяч рублей.

Конечно, разумные кандидаты в депутаты не хотят участвовать в этих махинациях, предпочитая тратить деньги на решение проблем своих избирателей и округов. Поэтому рейтинги у таких принципиальных кандидатов самые низкие. Ну а тот, кто заплатил деньги, стоит в телевизионных роликах на первом месте и считает, что победа у него в кармане.

Кстати, о том, что социологические опросы - не что иное, как купля-продажа, говорит и тот факт, что телевизионные ролики этих опросов показывают в рекламных паузах, где-то между «сникерсами» и пивом. Если телеканал получает за ролики большие деньги, то он и ставит их в рекламный блок, где каждая минута стоит несколько тысяч долларов. А если бы социологические опросы были просто честной некоммерческой информацией, то их и транслировали бы в информационных блоках или выпусках новостей.

Прокуратура УР: опросы не совсем законны

В конце прошлой недели свою оценку лживым рейтингам дала и Прокуратура Удмуртии. Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Удмуртской Республики Андрей Толпыго сообщил журналистам, что предвыборные опросы, транслируемые по телевидению и публикуемые в некоторых газетах, настораживают прокуратуру. «Опросы, публикуемые на местном телевидении, не совсем законны в той форме, в которой они проводятся. Оценку им даст избирательная комиссия. По законодательству РФ должны быть выходные данные, когда проводился опрос, кто проводил опрос, сколько человек участвовало, чей заказ выполняется, а эти требования не соблюдаются», - сообщил А. Толпыго журналистам. По словам Андрея Алексеевича, граждане не должны доверять таким опросам. Как показывает практика, обычно данные опросы - заказ одного из оппонентов и реальных предпочтений избирателей не отражают.

Верьте себе, а не чужому мнению

Все эти махинации с социологическими опросами не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Мировая практика выборов давно отметила такую психологическую особенность избирателей. Люди верят рейтингам и предпочитают голосовать за кандидата, который стоит в рейтингах на первых местах (срабатывает стереотип: раз большинство верит этому кандидату, значит, и я буду верить). А вот если избирателю нравится кандидат, который в рейтинге стоит на последних местах, то он может вообще не пойти на выборы, посчитав, что все равно его голос уже ничего не решит. Именно поэтому во многих западных странах социологические опросы приравнены к черному пиару и их обнародование запрещено за месяц до выборов, а то и на всем протяжении предвыборной кампании. В России подобных жестких запретов нет, и приходится уповать только на здравый смысл избирателей, которые будут верить собственному мнению, а не продажным социологическим опросам.

   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz