На главную

Эмпирическая социология в информационном обществе.

Т.Филиппова

psychol@u-pereslavl.botik.ru

Эмпирическая социология в информационном обществе.

"Web-опросы в России - "за" и "против"

В современном обществе в настоящее время происходит и наращивает темпы в своем развитии процесс всеобщей информатизации, который обусловлен действием определенных "информационных тенденций". Ведущее место в этом процессе занимает возникновение и функционирование глобальной сети Интернет.

Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет, которое мы наблюдаем в последние 2 года в России, оказывает влияние на самые разные области жизни и деятельности человека.

Феномен Интернет можно рассматривать как определенную структуру, или "стержень", который пронизывает все многомерное социальное пространство и является совершенно иным по смыслу и качеству местом пересечения самых различных социальных полей.

Зарубежные исследователи отмечают, что одним из наиболее существенных факторов влияния Интернета на социальную активность являются качественные изменения в условиях для обмена информацией между людьми, а, следовательно, и в возможностях для их информационных взаимодействий в виртуальной среде Интернет. Благодаря Интернет, компьютерные коммуникации сегодня формируют новую сферу информационного взаимодействия, которая приводит к возникновению новых видов общественных отношений.

Интернет – это новый уровень общения. В Интернет для информации нет никаких таможен и границ - свободно общаются люди разных континентов - любые два человека, или сразу целая группа людей. Человечество только сейчас стремительно пытается осознать, что же случилось с ним, после построения и вхождения в Сеть. Потому что это абсолютно новое, а для России, и все еще неожиданное явление: новый способ восприятия и мышления, новый уровень общения, новый способ построения отношений.

Использование Интернета как инструмента исследования открывает новые возможности для эмпирической социологии. При проведении социологических опросов традиционными способами исследователь все чаще испытывает трудности в сборе качественной социологической информации от респондентов.

Причин отказа много, все они в совокупности негативно влияют на успех исследования. Недостаток времени, перенагрузка памяти оперативной информацией, постоянная спешка (неудобство ситуации опроса), повышенная загруженность “более важными делами”, просто не умение и нежелание контактировать с интервьюером (человек не нравиться) – вот наиболее типичные для современного человека поводы для отказа в заполнении анкеты или ответов на вопросы интервью.

Респондент, как неотъемлемый участник соц. исследования, обычно выступает как объект манипуляции со стороны исследователя. Действительно. Зачем человеку отвлекаться от решения собственных жизненных проблем и уделять внимание ответам на вопросы анкет и интервью. Собираемые данные от каждого отдельного респондента имеют значение только для исследователя. А для самих участников опросов – практически никакой ценности не представляет факт собственного участия в том или ином исследовании. Вступая в контакт с человеком, с целью получения от него необходимой информации, исследователь часто вынужден мягко или не совсем так заставить этого человека ответить на вопросы. Но с появлением, прямых информационных обменов между людьми, благодаря Интернет, респондент может стать активным участником социологического исследования.

Традиционные методы проведения массовых опросов не позволяют респондентам получать обратную связь от исследователя сразу после ответа на вопросы. Человек проделывает серьезную мыслительную работу, отвечая на вопросы, тратит на это время и силы, а взамен, порой, ничего не получает. Кроме, в редких случаях, некоторых поощрительных слов или мелких сувениров (подарков). Но социологическое исследование в представлении отдельного человека само по себе ценности не имеет, а в самооценке собственных ответов он испытывает потребность.

Проблематика обратной связи обычно выходит на первый план в кризисные моменты общественной жизни. Настоящий период информатизации и компьютеризации всех сфер жизнедеятельности человека является переходным этапом на пути к информационному обществу. Мы находимся под воздействием все более интенсивно развивающихся коммуникационных технологий, любого количества и качества информации, поступающей в наше распоряжение. С одной стороны, в процессе глобальной информатизации происходит упорядочивание жизни общества, а с другой – нарастает внутренний конфликт об перенагрузок, которые испытывает современный человек. Интернет может оказаться средством управления человеческим поведением. Но с другой стороны, это не столько управление, а направление человека к конструктивному взаимодействию с себе подобными.

Мировая практика использования Интернет для проведения социологических исследований существует уже более десяти лет. Зарубежный опыт показывает, что Интернет помогает ускорить сбор первичной социологической информации для исследования быстротекущих социальных процессов. Возможны персональные интервью через Интернет, экспертные опросы, проведение виртуальных фокус-групп, форумов и семинаров. Качественные изменения в условиях для обмена информацией между людьми в виртуальной среде сети Интернет, позволяют перейти на новый уровень общения между социологом и респондентом.

Благодаря Интернет, расширяется диапазон возможностей в общении между исследователем и респондентом. Коммуникативная ситуация становится качественно другой, она позволяет снизить психологический дискомфорт, стимулировать интерес к исследованию и научному познанию, сформировать положительный имидж соц. исследований. Простота установления контакта и легкость в его поддержании служит фактором привлечения большого числа респондентов, а также, повышает уровень искренности получаемых ответов.

Интернет может дать возможность проведения как глобальных социологических исследований по актуальным проблемам мирового сообщества, так и локальных опросов в регионах в максимально короткие сроки. В странах с высокой интернет-плотностью Веб-опросы уже не только имеют место быть, а развиваются как новая и перспективная методика сбора первичной социологической информации. В некоторых случаях, Веб-опросы могут оказаться единственно верной методикой сбора информации, когда речь идет об исследованиях по индивидуально острым и деликатным проблемам, таким как употребление и распространение наркотиков, СПИД и паттерны сексуального поведения, аборты и использование средств контроля над рождаемостью, употребление алкоголя и здоровье, самоубийства и т. п.

Все эти «сенситивные» проблемы резко актуализировались в последнем десятилетии 20-го века. Исследовать их становится все труднее, т.к. современный человек не приветствует «вторжение» социологов в свою

индивидуальную практику и частную жизнь. Изучение выше отмеченных проблем требует обеспечения субъективной анонимности респондентов. Этого не всегда удается достичь при проведении опросов традиционным способом. В методике Web-опроса отсутствует прямой визуальный контакт социолога с респондентом, что способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности получаемых ответов.

Но совершенно иначе обстоят дела в Веб-опросами и мнением по их поводу в России. Среди отечественных социологов есть устойчивая точка зрения на то, что Веб-опросы в России (или, именуемое большинством, он-лайн анкетирование) не могут (и скорей всего не смогут) быть использованы как метод сбора первичной социологической информации. Они не годятся даже для изучения интернет - аудитории. Такое мнение прежде всего основывается на том факте, что пользователей Интернет в России еще очень мало. По оценкам разных исследовательских в ракурсе Интернет компаний, в России от 3,5(КОНКОМ-ВЕКТОР) до 6(НИСПИ) миллионов человек, которые являются пользователями Интернет. По результатам исследований Национального Института Социально-Психологических Исследований. Аудитория Интернета и электронной почты в России существенно выросла в 1999 году ( на 1,4 млн. человек, (Мониторинг.Ру). Основная часть пользователей Интернет сосредоточена по столицам. В Москве не более 5-8%( КОНКОМ-ВЕКТОР) а может и все 10%(НИСПИ). В любом случае, Интернет-плотность в России еще очень низкая и это действительно главное препятствие на пути к развитию и внедрению техники и методики Веб-опросов в России. Еще одна причина, по которой сетевые опросы отодвигаются на задний план и не рассматриваются даже как перспективный метод, это чисто техническая причина - особенности подключения к Интернет в России. В Москве и большинстве крупных городов Интернет подключается через телефонную сеть. Телефонные линии в России до сих пор проложены далеко не везде. Общий уровень телефонизации достаточно низкий (17%. Госкомстат). Прогноз скорой интернетизации России – не очень обнадеживающий. С другой стороны, ситуация может измениться, т.к. наиболее распространенная сейчас модемная связь по Интернет мало эффективна и главный ее недостаток - все время занята телефонная линия. В России необходимо построение Гражданских Сетей, которые обеспечивают постоянное высокоскоростное подключение и выполняются по отдельной специальной линии. В случае постоянного высокоскоростного подключения, которое обеспечивают Гражданские Сети не обязательно иметь телефон, чтобы быть подключенным к сети Интернет. Построение Гражданских Сетей по всей России выведет ее на должный уровень интернетизации без предварительной телефонизации.

Есть еще и субъективные, на наш взляд, мнения, по поводу Веб-опросов.

Почему-то они представляются только в виде маленьких анкет, чаще всего состоящих из одного вопроса, которые размещаются на сайте того или иного веб-ресурса. Эти опроснички предназначены в 99% случаев для поддержки любопытства посетителей данных сайтов, для улучшения имиджа или просто для развлечения. «Вопрос недели», «Горячий вопрос» и т. д., все это называется одним словом – голосовалки. Это действительно оказывается привлекательным для многих интернет-пользователей в силу своей новизны, удобства и простоты заполнения. Статистика заполняемости голосовалок на сайтах все же еще не велика. Далеко не каждый посетитель сайта отвечает на вопросы, большинство игнорируют. Но к Веб-опросам, о которых идет речь, это не имеет никакого отношения. Веб-опросы и он-лайн анкетирования (голосовалки), это разные вещи.

В русскоязычном Интернете Веб – опросами занимаются только единицы. Трудно даже дать определение этим единичным исследователям киберпространства, кто они: самые продвинутые в эмпирической социологии специалисты или просто самые любопытные люди.

Наиболее ранние измерения российской интернет-аудитории методами (посредством) самой Интернет стала проводить группа психологов МГУ совместно с Ассоциацией RELARN . Такие исследования ежегодно проводятся с 1994 года. Есть отчеты по результатам данных исследований из которых известно как развивалась методика сбора данных по Интернет. Первоначально электронная анкета, которая является аналогом обычной традиционной анкеты, только заполнять ее надо не «с листа ручкой», а «с экрана мышкой», вывешивалась в разных телеконференциях сети Relcom и FIDO. Далее использовались не только общие, но и специфические телеконференции (чаще юмористические, развлекательные), чтобы привлечь к опросу большее количество и разнообразие респондентов-пользователей. Начиная с 1998 года к участию в опросе стали привлекать прошлогодних участников (имелся список их электронных адресов).Но только 25% “старых участников опросов отвечали на очередную анкету. У многих сменился адрес или ли место работы, поэтому и адрес( чаще человек входит в Интернет с рабочего компьютера). И поэтому была предпринята попытка привлечь респондентов к участию в опросе через приглашение по электронной почте, используя при этом общий список адресов: http://www.botik.ru/intermap/ который уже два года назад содержал около 2 мил. адресов. Среди новичков оказалось большинство респондентов соц. опросса 1998 года. Люди, впервые получившие приглашение принять участие в сетевом опросе, более активно прореагировали, чем те, которых ранее приглашались к опросам. К сожалению, причиной этому - неоднозначность в понимании сетевых этических норм и правил. Многие сетевики склонны рассматривать приглашения к участию в опросе как спам (спэм). Хотя на самом деле, опрос не является спамом, так как никакой коммерческой или иной выгоды мы не преследуем. В опросе 1998 года больше половины респондентов приняли участие благодаря электронным приглашениям. Это дает основания полагать, что технология рассылки электронных приглашений наиболее эффективно собирает данные в Веб-опросах. В последнем опросе, который был проведен в конце 1999 года применялись все методики привлечения респондентов-пользователей к участию в ежегодном опросе пользователей Рунета. К сожалению, результаты этого последнего опроса до сих пор не опубликованы.

Тем не менее, существует и другая практика проведения соц. опросов. Это

«вывешивание» опросников (анкет) по разным темам, а не только для исследования Интернет-аудитории, непосредственно на сайте. Здесь расчет идет только на посетителей сайта, на их «живой интерес» к опросам. Такая практика оказывается достаточно результативной, если сайт имеет очень высокий уровень посещаемости. Например: Петерлинк : http://www.infopro.spb.su/survey/ .На сайте этой провайдерской компании расположена так называемая “Социологическая витрина”. Она содержит около десятка простых анкет на вопросы которых можно ответить в режиме on-line. Блокнот анкет постоянно обновляется. А результаты опросов регулярно публикуются и всегда доступны для просмотра. Большей частью, проводимые здесь опросы, совершенно не претендуют на серьезную научную ценность. Все анкеты одноуровневые, короткие(10-12 вопросов), написаны очень простым языком обрабатываются поверхностно (судя по отчетам, которых в архиве накопилось уже немало). Данные опросы можно рассматривать как ”заигрывание” с Интерет-публикой. Хотя для молодежи, а именно эта публика принимает участие в подобных опросах (75%), данное времяпрепровождение, судя по всему, представляется интересным и полезным.

Есть и специализированные сайты, которые называют себя социологическими, где тоже практикуются Веб-опросы: Социамус http://www.sociumas.lt Это так называемый интернет журнал по социологии, который с 1998 года на своих страницах проводит соц. Веб-опросы по разным темам, касающимся прежде всего проблем молодежи Литвы. Здесь так же все просто и доступно для каждого посетителя. Но судя по статистике, журналу удается привлечь к опросам очень малую долю посетителей. Недавно, журнал перешел с пассивной рекламы проводимых у себя опросов к активной, которая равносильна навязыванию необходимости заполнять опросники. Как только посетитель входит на сайт, ему предлагают заполнить анкету текущего опроса. Не ответив на анкету невозможно посмотреть другие разделы сайта. Такая методика сбора информации представляется некорректной по отношению к респонденту, но тем не менее(судя по цифрам), дает результат.

В Университете города Переславля http://u-pereslavl.botik.ru/UP/ , где работает автор доклада, есть свой опыт проведения сетевых опросов как среди студенческо-преподавательской среды Университета, так и среди городских интернет-пользователей. Необходимо сразу отметить, что Переславль – это провинциальный город с небольшой численностью населения. Однако, это один из городов России, который имеет наибольшую интернет-плотность. В городе Переславле-Залесском уже более пяти лет существует Система телекоммуникаций «Ботик», она известна как показательный пример построения региональных TCP/IP-сетей малых городов. Поэтому проведение сетевых опросов в нашем городе является вполне возможным. В Университете города Переславля http://joker.botik.ru/ вся система образования построена на работе с компьютером, с привлечением сетевых технологий, поэтому студенты и преподаватели вуза – потенциально активные участники Веб-опросов.

Первоначально веб-опросы проводились внутри университета по актуальным проблемам студентов. Используемый на первых порах метод привлечения респондентов – размещение объявления на студенческом и официальном сайтах УГП с указание ссылки на анкету. Студенты активно принимали участие в этих опросах. Примерно первые 3-4 дня уже давали основной массив данных. Далее наблюдался резкий спад интереса к данному опросу и была применена методика электронной рассылки приглашений. Скорость наполнения данными анкеты повышалась, но через неделю анкета закрывалась для подачи ответов. В последующих случаях Веб-опросов достаточно было только размещенного объявления на сайте, чтобы привлечь внимание и замотивировать респондентов к заполнению анкеты. При этом, электронная анкета устроена так, что каждый респондент после ее заполнения мог посмотреть промежуточный результат. Возможность повторной подачи ответов специально была заблокирована (на 20 мин), т.о., все попытки подачи повторных ответов были устранены. Зато студенты могли свободно высказать свое мнение, и с интересом обсуждать результаты. Новые опросы вызывают у большинства из них искреннее желание продолжить диалог с исследователями. Таким образом, у студентов постепенно сформировалась положительная установка на соц. опросы, проводимые в их среде. Кроме чисто студенческих, университетских проблем студенты активно реагируют и на опросы с другой тематикой.

В конце февраля текущего года проводился мини-опрос, который имел целью узнать отношение студентов к соц. опросам, в частности, к сетевым. В нем было всего 4 вопроса, процедура заполнения анкеты составила не более минуты.

Результаты получились следующие – предпочтение остается за Веб-опросами, которые не постоянно, но возможно с определенной долей регулярности, проводились бы на сайте.

Последний из проведенных веб-опросов был распространен на всех пользователей Интернет, живущих в городе Переславле. Была предпринята попытка получить ориентировочное представление о сетевых пользователях города. Методика сбора информации: размещение анкеты на внутригородском сайте «Ботик», оповещение через объявление на доске объявлений этого же сайта и рассылка электронных приглашений. Всего в исследовании через рассылку было задействовано 483 респондента, но реально в нем приняли участие 147 пользователей Сети. Время проведения опроса было выбрано не совсем удачно, что стало ясно только потом: 1-7 марта. Предпраздничные дни отвлекли часть пользователей от экрана компьютера, это характерно для провинциального городка. Результаты получились следующие: мужчина в возрасте от 20 до 40 лет, с высшим образованием имеет доступ к Интернет на работе (научный работник, преподаватель, студент)

Итак, в практике проведения Веб-опросов в Ренете уже есть определенный опыт, который позволяет сделать выводы относительно техники (методики) привлечения респондентов- пользователей к участию в исследованиях и проведения Веб - опросов в целом.

Но вместе с тем, есть еще много технических и методологических проблем в применении возможностей Сети для соц. исследований. Эти проблемы, прежде всего, связаны с тем, что доступ в Интернет в России имеет ограниченное число людей, недостаточное для проведения «настоящих» опросов. Кроме того, когда нужный человек является пользователем Интернета, сами по себе значительные технические и методические проблемы заключаются в том, как узнать, что отвечающие нам люди в действительности являются именно теми, кто необходим исследователю. С другой стороны, не менее актуальной остается проблема наличия определенного количества людей, которые относятся к таким попыткам получить от них информацию с предубеждением.

Необходимо четко отметить те преимущества и те ограничения, которые дают Веб-опросы на сегодняшний день, а так же перспективы и проблемы с ними связанные.

1. Преимущества и перспективы стоит разделить на две группы. Они касаются не только исследователя, но и респондента.

№ Для исследователя Для человека

1 Экономия ресурсов: время, деньги, человеческий труд Новая коммуникативная ситуация, располагающая к открытому взаимодействию с исследователем

1. Повышение уровня собираемости данных (количество заполненных и полученных анкет увеличивается) Возможность получить обратную связь

2. Пилотах более ускоренный и результативный Обеспечение субъективной анонимности повышает уровень личностной защищенности

3. Конструирование и адаптация анкеты более эффективны (особенно для многоуровневых) Ситуация, время и настроение для «выдачи ответов» выбирается самим респондентом

4. Возможность исследования по индивидуально острым и деликатным проблемам Удобство и простота (техническое и психологическое) подачи ответов

6. Возможность «собрать в опросе» специфическую целевую группу (секс. меньшинства и т. п.) Снижение (устранение) психологического дискомфорта ввиду отсутствия интервьюера

7. Высокая степень экологической валидности (ситуация сбора данных приближена к идеальной) Субъективное ощущение анонимности располагает к открытости и искренности в «выдаваемых» ответах.

8 Повышение качества собираемых данных:

-Повышение уровня искренности ответов

( суб. анонимность)

-Более подробные и развернутые ответы на открытые вопросы

-Снижение уровня социально-желаемых ответов. Отвечая на вопросы человек чувствует себя равноправным участником диалога (горизонтальная, а не иерархическая связь)

9 Формирование положительного имиджа соц. исследований Субъективное ощущение «причастности к делу, к науке»

10 Стимулирование респондента к регулярному участию в Веб-опросах Эмоциональный заряд и познавательный интерес в ходе заполнения анкеты.

11 Снижение степени влияния интервьюера на респондента

Проблемы и ограничения. Среди них можно выделить объективные и субъективные.

№ Объективные Субъективные

1 Очень низкий уровень интернет-плотности в России Неадекватное понимание сути Веб-опросов

2. Неравномерность интернетизации России

(столицы, крупные города) Недооценка преимуществ и перспектив Веб-опросов

3. Недоступность Интернета всем слоям общества Исследовательская ригидность (неумение и нежелание отойти от привычных методов)

4. Неразработанность техники и методики проведения сетевых соц. опросов в России Манипулятивный подход к респонденту, как участнику соц. исследования.

5. Неготовность людей к участию в Веб-опросах:

1.Уход от заполнения анкеты – игнорирование.

2.Случайные, игровые заполнения (для забавы).

3.Намеренное искажение информации о себе.

6. Повторные и многократные ответы на электронную анкету

Приведенные сравнительные характеристики по оценке проблемы Веб-опросов являются далеко не полным списком. Продолжение исследования данной темы сделает возможным выработать более однозначный подход к проведению Веб-опросов в России.

Использованные источники:

1. Абрамов С. М., Пономарев А.Ю., Шевчук Ю.В. Широкодоступный интернет как путь в открытое общество. Тезисы докладов Международная конференция «Интернет.Общество.Личность - 99» С-Пб.1999.ст.299-300.

2. Жичкина А. Методология, теория и практика психологических иссле-дований в сети Интернет. http://flogiston.df.ru/news/archive/frameset.html

3. Залесский П. Измерение Интернет-аудитории методом личных опросов http://www.comcon-2.com/Publication/web-vektor_3.htm

4. Крушанов А. Вестник РОС №4-1999, «Век 21, эпоха «High Tech» социологии»

5.Романович Н.А.Ситуация опроса глазами респондента//Социол. исслед.1999-2.

6. Филиппова Т. В. "Использование Интернет для социологических исследований".Материалы конференции «Интернет и современное общество» С-Петербург, 29 ноября – 3 декабря 1999 г. Из-во С-Петербургского университета, ст.41-42.

   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz