На главную

Предметная и гносеологическая стороны социаль­ной проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем слу­чае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно ис­пользовать уже имеющееся знание для уяснения и воз­можного регулирования социальных процессов. В дру­гих случаях—это обнаружение таких процессов и явле­ний, природа которых теоретически необъяснима, а сле­довательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со сто­роны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не дос­тигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтере­сованность и готовность к практическим преобразова­ниям каких-то общественных сил, организаций, движе­ний... Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу "социального запроса" в исследовании.

Социальные проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некото­рого сообщества, организации, другие затрагивают инте­ресы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных институ­тов. Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной [97. С. 36—42] и даже глобальной.

Рассмотрим, как же формулируется проблема в социологическом исследовании. Сам характер противо­речия, лежащего в основе социальной проблемы, предоп­ределяет тип исследования, будет ли оно "инженерно-прикладным" или теоретико-прикладным.

Примеры, иллюстрирующие первую ситуацию, — исследо­вания текучести рабочей силы в 70-е гг. Для того времени они были крайне важны, так как указывали на узость технок­ратического понимания управления персоналом, создавали по­чву для восприятия концепции "человеческого фактора", ши­роко пропагандировавшейся в начале периода "перестройки". В наше время к этому классу проблем относится изучение трудовых конфликтов, их объективных и субъективных при­чин, противоборствующих интересов наемных работников и владельцев предприятия, форм их организации, динамики раз­вития и способов урегулирования [182],

Более сложным оказывается анализ социальной ситуа­ции при втором типе исследования — теоретико-прикладном. Так, при разработке и 1974 г. программы изучения трудовой мобильности новосибирские социологи исходили из того, что имеется явное несоответствие между потребностью повышения эффективности общественного производства и препятствую­щим этому нерегулируемым перемещением работников между сложившимися местами общественного производства и сфе­рами занятости. Социальная практика регулирования дви­жения рабочей силы в основном опиралась на разработку ад­министративных мер, тогда как более эффективным с точки зрения долгосрочной социальной политики является совер­шенствование социально-экономических рычагов регу­лирования движения трудовых ресурсов. А это делает необхо­димым глубокое изучение, во-первых, потребностей разных групп населения, во-вторых, социальных механизмов мобиль­ности как глобального общественного процесса, в-третьих, со­циально-психологических механизмов индивидуального мо­бильного поведения людей [94. С. 153].1


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz