На главную

17 См. об этом Гл. 5, § 5.

 

На схеме 4 выделены существенные особенности каждого исследовательского плана, включая требования, предъявляемые к организации выборки, которые более обстоятельно рассматриваются в следующем параграфе.

Нередко в одном исследовании мы проходим все или несколько стадий: начиная с формулятивного пла­на, переходим к выдвижению описательных гипотез и осуществляем описательный план, а затем приступаем к уяснению функциональных и причинных связей пу­тем реализации экспериментального или псевдо-экспериментального плана исследования.

Рассмотрим некоторые процедурные особенности, характерные для трех типов стратегии исследовательс­кого поиска.

Формулятивный, или разведывательный) план [364. С. 91—100]. В новой области исследования, где ли­тература весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с общей разведки. Это по­зволяет определить дальнейшие пути поиска с точки зрения выявления и формулирования проблем, разработ­ки гипотез.

Формулятивный план предполагает три основные стадии работы.

 

(1)                  Изучение имеющейся литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно пол­ной библиографии и завершается проработкой литера­турных источников.

 

(2)             Беседы с компетентными лицами, а именно спе­циалистами, работающими над аналогичными проблема­ми, и практиками, занятыми в изучаемой области. Целе­сообразно предварительно составить список лиц и уч­реждений, к которым мы обратимся за консультацией.

Беседы со специалистами преследуют несколько це-лег. Надо убедиться, что составленная библиография ох­ватывает проблему, что мы не упустили чего-то важно­го. Беседы с практиками также имеют целью поиск до­полнительной информации. Допустим, мы собираемся изучать социальные проблемы конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Первый человек, с которым мы будем разговаривать, — один из руководи­телей соответствующего оборонного предприятия. А первый вопрос к нему: "Кто, вы или кто-то из ваших помощников или сотрудников, мог бы рассказать, с ка­кими проблемами сталкивается предприятие, что особен­но мешает перестройке производства?"


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz