На главную

Во многих случаях необходимы именно целевые вы­борки23.

23 Иногда целевую выборку называют "социологической", в ней обеспечивается представительство по признакам, выявленным в преды­дущих социологических исследованиях, а для реализации таких выбо­рок могут использоваться таксономические процедуры (см. ниже: с. 318—322, а также [84; 107].

 

Особенно это важно в исследованиях экспери­ментального плана. Скажем, проверяется эффективность введения новой формы организации труда. Ясно, что для этого следует отобрать подразделения, где введена новая организация, и для сравнения — аналогичные, где работа идет по-старому. Следует гарантировать в выбор­ке равную численность экспериментальных подразделе­ний или организаций и "контрольных", работающих по прежней системе. При этом важно так подобрать эти подразделения, чтобы они были аналогичны по всем су­щественным характеристикам, кроме факта наличия или отсутствия новой формы организации труда. Фор­мы собственности, профессиональный и квалифициро­ванный состав работников, их половозрастная структура и, возможно, другие показатели должны быть сопостави­мы. Решающее значение имеет здесь отнюдь не пропор­циональность выборочной доли экспериментальных подразделений фирмы или предприятия в отношении к их доле в генеральной совокупности, но именно каче­ственное представительство экспериментальных и конт­рольных объектов соответственно цели исследования.

Численность (объем) выборки зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов. Чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы. Но степень однородности социального объекта зависит, в сущности, от того, насколько детально мы намерены его исследовать. Практически любой, самый "элементар­ный" объект оказывается чрезвычайно сложным. Лишь в анализе мы представляем его как относительно про­стой, выделяя те или иные его свойства. Чем более ос­новательным и детальным будет анализ, чем больше свойств данного объекта мы намерены принять во внимание в их сочетании, а не изолированно, тем боль­ше должен быть объем выборки.

Для решения такого рода задач как раз и необходи­мы целевые аналитические выборки. В них учитывается не только структура изучаемой совокупности, но и огра­ничения, накладываемые на объем выборки целями ис­следования, глубиной анализа проблем.

Используя статистический критерий Стьюдента, можно рассчитать объем выборок в зависимости от за­данного уровня доверительного интервала ошибки выво­да [227. С. 19—21]. Чем меньше объем сравниваемых подвыборок (пусть это будут ветераны-одиночки и се­мейные), тем больше должно быть различие каждой па­ры сопоставляемых статистик (например, процентные различия оценок условий быта теми и другими). Если численность сравниваемых подвыборок неодинакова, за базу определения допустимой ошибки следует брать наименьшую подвыборку.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz