На главную

Объем, выборки определяется аналитическими за­дачами исследования, а ее репрезентативность целе­вой установкой программы. Именно программа задает образ необходимой генеральной совокупности для про­ведения выборки. Будет ли это все население или осо­бые его структурные образования, все элементы изу­чаемого объекта или только выделяемые по заданным программой критериям.

Генеральную совокупность составляют все едини­цы определенного в программе объекта. Теперь .следует обеспечить равную их вероятность попадания в выбороч­ную совокупность.

При небольших по численности генеральных сово­купностях применяют случайную бесповторную выбор­ку, где обеспечивают равную вероятность попадания в исследование всех ее единиц по полному их списку из генсовокупности. Имея полный список работников предприятия (например, 2000 человек) и определив объ­ем выборочной совокупности (например, в 2000 чело­век), устанавливаем шаг выборки делением первого на второе (2000:200) и получаем шаг отбора — каждый 10-й из списка. Здесь важно не допустить системати­ческой ошибки из-за отсутствия в списке, скажем, како­го-то подразделения, например работающих в филиале предприятия.

При больших генеральных совокупностях, как это имеет место в опросах населения, используют многосту­пенчатый отбор по районам, т. е. крупным структур­ным составляющим генеральной совокупности: регио­ны, типы поселений, кварталы города. На каждой ступе­ни отбора следует обеспечить требования представитель­ности населения, т. е. обоснованно отобрать регионы так, чтобы не было смещения по какому-то важному пара­метру (например, по этнонациональному). То же самое и на последующих ступенях отбора. В конечном счете от­бор производится опять-таки систематически с установ­ленным шагом отбора по списку граждан (из списков из­бирателей или иных), списку хозяйств на селе, путем по­сещения каждой, скажем, 20-й квартиры в списке квар­тир каждого 50-го дома выделенного квартала города.

Многие обстоятельства усложняют проблему расчета ошибки и нередко могут привести к тому, что формаль­но-статистически репрезентативная выборка'окажется качественно непредставительной.

Итак, качество выборки зависит от трех условий: (а) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характерис­тикам; (б) от степени дробности группировок анали­за, планируемых по задачам исследования; (в) от це­лесообразного уровня надежности выводов из предпри­нимаемого исследования.

Очень часто малоопытный социолог не улавливает разницы между проблемой ошибки репрезентативности выборки и ошибки вывода из данного конкретного рас­пределения в рамках выборочной совокупйости.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz