На главную

(4) Для очевидности шкалограммы преобразуем таблицу так, чтобы получить идеальную "лесенку" (схема 13).

Идеальная шкалограмма предполагает, что ответ на один из вопросов должен повлечь за собой определенный ответ на следующий за ним по нисходящей ветви. Значит, первая за­дача состоит в том, чтобы выяснить, действительно ли ответы на эти вопросы образуют одномерный континуум.

Число лиц в экспериментальной группе достигает 50-100 человек, а число пунктов также достаточно велико. Кроме того, на каждый вопрос можно было бы дать пять ответов (от "совершенно согласен" до "совершенно не согласен"). Поэтому вращение рядов шкалограммы — утомительная операция. Гуттман, не имея компьютера, разработал несколько техничес­ких приемов. Один из них: деревянная доска, на которой пе­редвигаются цветные фишки, соответствующие позитивным— негативным ответам. Конечно, при современных возможнос­тях использовать компьютер все эти сложные перестановки максимально упрощаются (в SPSS для этого есть специальная программа).

После упорядочения респондентов, как показано в схеме 12, упорядочиваются пункты от максимума к минимуму благоже­лательных ответов. Внутри пункта производится сортировка субъектов так, чтобы набравшие максимум баллов располага­лись выше тех, кто набрал следующее за ними число баллов.

При ручной сортировке в карточку респондента заносят­ся ответы "за" и "против" каждого пункта информации, а также, общее число набранных баллов. Первая сортировка произ­водится по колонке № 1 на всю выборку, затем — по осталь­ным колонкам, т. е. вопросам.

Так определяется порядок вопросов в матрице от набрав­шего максимум до набравшего минимум благожелательных ответов. Вторая сортировка — внутри данной колонки ранжи­руются субъекты, набравшие максимум—минимум баллов. Составляется матрица, которую анализируем с точки зрения наличия континуума в ответах.

Вернемся к нашей шкалограмме. На схеме 13 видно, что имеется 6 случаев отклонения от идеального распределения: три благоприятных суждения выпали в "запретную" зону справа и три неблагоприятных суждения выпали в "запрет­ную" зону слева. Используем пример с умением считать: пе­ред нами тот случай, когда умеющий умножать почему-то не умеет складывать, а не умеющий умножать умеет возводить в степень. Иными словами, это — парадокс.

(5) Идеальную шкалограмму мы не получили. Но это вообще маловероятно. Следует стремиться к некоторому опти­мальному варианту. Такой вариант задается числом допусти­мых отклонений в ответах экспериментальной группы. Под­счет допустимого числа отклонений производится путем ис­числения коэффициента репродуктивности шкалограммы:


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz