4.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУДЕЙ ДЛЯ ОТБОРА ПУНКТОВ В ШКАЛУ РАВНЫХ ИНТЕРВАЛОВ ТЁРСТОУНА
Выше мы
рассмотрели процедуру фиксирования одномерного континуума. Но часто возникает
прямо противоположная задача: нужно измерить субъективные отношения людей к
весьма сложным явлениям, причем мы либо не можем, либо не желаем расчленять это
отношение по составляющим его аспектам. Как и в построении шкалограмм, речь
вновь идет о поиске латентной (скрытой) характеристики по ее внешним проявлениям,
но цели поиска — иные. Луи Тёрстоун
[372] исходил из верной предпосылки, что психологическая установка человека на
социальные объекты содержит эмоциональное отношение. Поэтому задача измерения
сводится к тому, чтобы найти степень позитивной или негативной напряженности
такого отношения. Процедура конструирования шкалы равных интервалов
разрабатывалась Тёрстоуном по аналогии с процедурами поиска
психофизиологических порогов восприятия. Представим,
что перед нами множество предметов одинакового внешнего вида, но незначительно
отличающихся по весу. Перебирая предметы и взвешивая их поочередно на руке,
определим минимальную величину, которая ощущается как разница двух близких
весов. Это и есть интервал порога восприятия тяжести. Аналогичным образом
строится процедура поиска субъективного порога различения оценочных суждений в
шкале Тёрстоуна. Разработка
шкалы производится в несколько этапов. (1) Вначале
придумывается множество суждений позитивного и негативного характера, каждое
из которых выражает отношение к некоторому объекту, явлению, социальной
проблеме и т. п. в зависимости от поставленной задачи. Например, это могут
быть суждения, выражающие отношение к соблюдению законности: "Законы
следует соблюдать во всех случаях"; "Бывают обстоятельства, когда
нарушение определенного законодательного положения допустимо"; "Если
бы наказания за несоблюдение законов были более строгими, нарушений бы не
было"; "Я не очень беспокоюсь о нарушении закона, если никто об этом
не сможет узнать" и т. д. Суждения
должны быть вполне однозначны и понятны, а главное, сформулированы так, чтобы с
ними не смогли согласиться люди, придерживающиеся прямо противоположных
взглядов. Начальная численность таких суждений ориентировочно около 30. Для их
формулировки можно привлечь представителей потенциальной аудитории опроса. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |