На главную

Обоснованность6 шкалы заключается в том, что с ее помощью целенаправленно измеряют вполне опреде­ленное свойство или признак, не смешивая его с другими.

6 В зарубежной и отечественной (особенно в психологической) литературе вместо термина "обоснованность" часто используется как его аналог понятие "валидность". Однако в английском "reliability" (обоснованность) подчеркивает возможность полагаться на кого-либо, в данном случае доверять полученной информации благодаря тому, что она адекватна объекту измерения [337. С, 132—138], a "validity" семан­тически имеет оттенок устойчивости, "прочности" полученной инфор­мации. Поэтому термин "валидность" правильнее было бы соотносить ве с обоснованностью, во с устойчивостью данных измерения.

 

Предположим, при опросе телезрителей им предла­гают указать, каким из перечисленных в прилагаемом списке передачам телевидение уделяет "слишком мно­го", "достаточно" и "слишком мало" времени. Если с по­мощью этой трехчленной шкалы исследователь наме­рен фиксировать среднее время, отводимое телепереда­чам, его измерение будет необоснованным. В действи­тельности он измеряет отношение людей к данным пе­редачам, а не объем времени, отводимого для их транс­ляции. Обоснованное измерение объема времени на пе­редачи разного типа — документальный анализ "сетки" программ телевидения.

Чтобы повысить обоснованность измерения, исполь­зуют ряд технических приемов.

(1) Наиболее простой способ — логические рассуж­дения на основе опыта и здравого смысла.

Обратимся к примеру из обследования, проведенного Б. М. Фирсовым. Задача: определить среднюю интенсивность просмотра телепередач путем массового опроса телезрителей.

Первый вариант построения шкалы был таков. Вопрос: "Сколько приблизительно часов в день Вы проводите у телеви­зора?" Шкала для ответа содержала пять интервалов: (не больше 1 часа) — (от 1 до 2 часов) — (от 2 до 3 часов) — (от 3 до 4 часов) — (свыше 4 часов).

Путем логических рассуждений были высказаны следую­щие сомнения в обоснованности такого метода. Следует указать день просмотра телепередач: будний, субботний или вос­кресный. Иначе неясно, какой из дней зритель выберет за эталон оценки. Не спасет положения и вопрос, сколько в сред­нем часов в неделю зритель проводит у телевизора, так как люди не привыкли думать в "средних" величинах.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz