На главную

2 Л, А. Петровская выделяет скрытое наблюдение в особую под­группу [141. С. 60—611.

3 Этот вид наблюдения особо подчеркивает болгарский социолог С. Михайлов, справедливо считая, что важная конструктивная роль должна принадлежать стимулирующему наблюдению, характеризующе­му активную социальную позицию социолога [173. С. 245—247]. В то же время социальные психологи применяют метод наблюдения экспе­риментальных ситуаций, в которых наблюдатель провоцирует опреде­ленные действия, например, фиксирует, как ведут себя пассажиры в си­туации, где предполагается уступить место инвалиду, пожилому челове­ку и т, п.

 

В варианте "наблюдающего участия", разработан­ном А. Н. Алексеевым, наблюдение напоминает натур­ный эксперимент, в котором исследователь вводит экс­периментальные факторы изнутри самой ситуации и нередко импровизирует в зависимости от развития со­бытий [2. Кн.1. С.16].

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабо­раторные (в экспериментальной ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из от­ветов на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".

 

Что наблюдать?

 

На этот вопрос отвечает программа исследования, в частности, состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование осуществляется по формулятивному плану, применяют простое, или бесструктурное, наблюдение. Его цель — придумать гипотезы для более строгого описания на­блюдаемого объекта. Ориентиры такого наблюдения можно наметить лишь в самом общем виде.

(1) Общая характеристика социальной ситуации, включая такие элементы, как сфера деятельности (про­изводство, семейная жизнь, политика и т.д. в данном со­циальном контексте), правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общеприня­тые, но не закрепленные в инструкциях или распоря­жениях), степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними фак­торами и внутренними причинами).


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz