Итак,
выяснение мнений — довольно сложная процедура, предполагающая отбор со стороны
компетентности, уточнение мотивов оценок и т. д. Для такого рода процедур можно
использовать технику постадийного развертывания вопроса, предложенную П.
Лазарсфельдом [345]. (а)
Фильтрующий вопрос, предназначенный для отсеивания некомпентентных, (6) Прямой
вопрос, выявляющий общую направленность мнения, обычно такого типа: "Что
Вы думаете по поводу...?" или "Каково Ваше мнение о достоинствах и
недостатках (такого-то общественного действия, высказывания...)?", (в)
Дихотомический вопрос, уточняющий общую направленность: "Если брать в целом,
Вы одобряете или осуждаете, согласны или не согласны; Вам нравится или не
нравится?...", (г) Уточнение основания оценки или мнения, которое обычно
вводится фразой: "Если в основном Вы не согласны с тем, что..., не могли
бы Вы пояснить свою мысль?", или "Если Вы одобряете ..., чем это
можно было бы объяснить?", или "Итак, Вы высказались "за"
(или "против") того-то. Пожалуйста, объясните свое мнение...",
(д) Последний вопрос: определение интенсивности мнения. "В какой степени
Вы уверены в своем суждении?" или "Насколько Вы уверены в своей
оценке?". И далее следует шкала интенсивности мнения. Конструкция
вопроса и интерпретация ответа Надежность
данных существенно зависит не только от содержания планируемой информации, но,
конечно, и от конструкции самого вопроса, целесообразность которой диктуется
конкретной задачей и условиями опроса [175]. _ Открытые
вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования и в
функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет
выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений
или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании.
Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов
ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного
сознания, свой образ мыслей. Например,
при изучении особенностей образа кизн г городской семьи мы использовали дубль
закрытого и открытого вопросов для выявления разнообразных проблем, в сумме
позволяющих фиксировать "уровень напряженности" семейных
взаимоотношений (от "не напряженных" до "крайне
напряженных")18. 18Этот блок методики разработан В.
Б. Голофастом и О. Б. Божковым Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |