На главную

(а) Респондент не располагает нужной ин­формацией или затрудняется вспомнить. Нужно убедить­ся: "Вы говорите, что не интересуетесь курсом акций своего предприятия. У Вас нет этих акций? Может быть, нет нужной информации или Вы ей не доверяете?"

Если подозреваем респондента в забывчивости, уточ­няем обстановку, к которой относятся события ("Вспом­ните, пожалуйста, когда Вы интересовались курсом ак­ций своего предприятия в последнее время? Может быть, кто-то Вас об этом спросил?).

(б)                  Опрашиваемый не понял цель вопроса или ха­рактер ожидаемого ответа, не может сформулировать свою мысль: надо переспросить то же самое иными сло­вами: "Вы говорите, что не знаете, как относиться к мо­нетаристской политике Правительства. Я имею в виду вот что: чтобы удержать курс рубля и не допускать его обесценивания. Правительство сокращает дешевые зай­мы предприятиям. Это создает трудности плохо работа­ющим, но помогает тем, кто быстро перестраивает произ­водство с учетом спроса на продукцию. Как Вы к этому относитесь?"

(в)                Вопрос сенситивный, респондент не хочет отве­чать потому, что не расположен откровенничать на эту тему, он не думает, что интервьюер правильно его пой­мет и т. п. Следует поставить вопрос в косвенной, без­личной форме: "Я так Вас понял: Вы считаете, что по­литика жестких кредитов, то есть займов под большой процент их возврата, правильна, но от этого страдают очень многие производства. В моих интервью с другими респондентами люди высказывали разные суждения на эту тему: надо усилить борьбу с коррупцией (займы за­висят от чиновников), смелее заменять неповоротливых руководителей производства на более способных, не то­ропиться с реформами, замедлить их темп, обеспечить строгий контроль за использованием кредитов по пря­мому их назначению; вообще вернуться к государствен­но-планируемой экономике, отказаться от рыночной. А как Вы сами считаете?"

Один из приемов: зондирование "эхо". Интервью­ер просто повторяет последние слова опрашиваемого, подчеркивая внимание и побуждая к откровенности ("Да, мало, значит, об этом информации...").

Важно вовремя остановить зондирование, в момент, когда либо возобновлен контакт с респондентом, либо опрашиваемый начинает не на шутку тревожиться. В последнем случае его надо успокоить и переходить к следующим вопросам ("Ну хорошо. Скажите, пожалуй­ста..." — переход к другой теме).

(5) Завершение беседы. В ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В заключение он может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы, и просит кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется ему более важ­ным, чем представлялось в ходе разговора.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz