На главную

—           мягкий, умный — глупый, новый — старый, хороший

—               плохой, слабый — сильный, важный — не имеющий значения, острый — округлый, хладнокровный — востор­женный, ложный — правдивый, бесцветный — красоч­ный, обычный — необычный, красивый — безобразный, медленный — быстрый.

 

Например, мы хотим выяснить, как отличаются от­ношения к разным понятиям у одного лица. Эти поня­тия: "работа", "досуг", "отдых", "занятость" и т. п. Рабо­та с тестом включает следующие стадии. После запол­нения всех шкал (20 или меньше) на каждое понятие материал готов для анализа.

Используем так называемый показатель "дистан­ции" (D) между двумя понятиями. Для этого (1) вычис­лим различия оценок для двух понятий (работа и до­суг) по каждой шкале в отдельности. Получим, напри­мер, различия (d): 1, 3, 4, 0, 4, 2, 5, 0... (2) Возведем разно­сти по шкалам в квадрат (d1): 1, 9, 16, 0, 16, 4, 25, 0... (3) Суммируем квадраты разностей по всем шкалам (Sd2): 1+9+16+0+16+4+25+0... (4) Наконец, извлечем квадрат­ный корень из суммы квадратов разностей по всем шкалам (D =^ Zd2). Полученная величина (D) есть показатель различия отношений к двум сравниваемым понятиям (объектам). Последовательно произведем ту же операцию со всеми парами понятий и составим мат­рицу, где в точках пересечения запишем значения дифференциала двух смежных объектов оценивания (схема 23).

Если, например, D12, т. е. дифференциал восприятия понятий "работа" и "досуг", будет равен 5, 6, a D14, т. е. "работа" — "занятость", составит 0,3 и в то же время D24, т. е. "досуг" — "занятость", равен 3,2, то отсю­да следует, что данный субъект (или группа при суммарном анализе на группу) воспринимает рабо­ту очень близко к смыслу "занятость" и совершен­но не так, как "досуг", но досуг слабо ассоциирует с занятостью, т. е. воспринимают его скорее в каче­стве рекреации. Могло бы быть и иначе: высокие значения дифференциала "работа" — "досуг", но близкие между работой и занятостью, досугом и занятостью, что говорило бы о насыщенности, на­пряженности и работы, и досуга в субъективном восприятии.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz