На главную

Итак, регистрируя в социологическом и социаль­но-психологическом исследовании диспозиции лично­сти, мы тем самым получаем информацию о возмож­ной направленности поведения людей в определен­ных условиях. Однако крайне важно иметь в виду, что разные диспозиционные образования обладают различной "прогностической силой" в отношении возможного поведения.

Система ценностных ориентации (именно система, их целостность, а не отдельные ориентации) указывает на направленность интересов личности в восприятии наиболее важных (в субъективном смысле) сторон жиз­ни и отношения к общим условиям деятельности, нрав­ственные принципы человека. Знание о ценностной си­стеме — неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или Же сравнительно нецелеустремленного, как относительно конформного и неконформного (т. е. как относительно самостоятельного и относительно несамостоятельного).

Методики для выявления системы ценностных ориентации многообразны. Одна из них, предложенная М. Рокичем и адаптированная к нашим условиям40, состоит в том, что обследуемым предлагается последова­тельно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей — целей жизни и 18 наименований инструментальных ценностей, т. е. ориентации на ос­новные средства достижения жизненных целей.

40 Адаптация выполнена А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В.А.Ядовым [235. С. 208—209].

 

Список терминальных ценностей включает следующие: активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опы­том); здоровье (физическое и психическое здоровье); интерес­ная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь (духовная и физи­ческая близость с любимым человеком); материально обеспе­ченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); нали­чие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); познание (возможность расширения своего образования, круго­зора, общей культуры, интеллектуальное развитие); равенство (равные возможности для всех); самостоятельность как неза­висимость в суждениях и оценках; свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творче­ство (возможность творческой деятельности): уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); удоволь­ствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz