На главную

(4)          Используются многообразные индексы социометричес­кой диагностики группы, включая среднестатистические по нескольким критериям. Например, нетрудно подсчитать сред­нюю индекса отточенности по критериям "работа" и "досуг" вместе. То же самое можно сделать для определения общего сопиометрического статуса любого из членов группы, исполь­зуя для этого показатели статуса по ряду критериев.

(5)           На основе матрицы строится также графическое изоб­ражение связей симпатий и антипатий — социограмма. Свя­зи симпатии обозначают непрерывной линией с указанием направления от одного к другому лицу, а связи антипатии — прерывистой. Если Л симпатизирует В, но В не симпатизи­рует А, то в социограмме запишем: А*^ В. Отсутствие выбора или отвержение не обозначаются.

Например, в социограмме на рис. 12 показано, что А — ли­дер группы, вместе с В и С образующий ее ядро. Члены груп­пы Е и G испытывают взаимную неприязнь, F оказывается вов­се вне контактов с остальными (отвергнутый). Чтобы улуч­шить групповой климат, надо повлиять на взаимоотношения между Е и G или содействовать переходу этих лиц в другой коллектив; было бы неплохо вывести из группы отвергнутого. Потеря же А означала бы нарушение эмоционально-психоло­гической целостности этой группы, ибо он ее цементирует и является активным носителем групповых норм и традиций.

Рис. 12. Социограмма отношений симпатии и антипатии в группе из 7 человек (А, В, С, D, F, G)

 

(6)             Разработаны более сложные приемы анализа группо­вых структур на основе социометрического теста с использова­нием корреляционных коэффициентов и языка теории графов (см. с. 345). Так, В. И. Паниотто предложил расчеты индексов сплоченности как минимального числа связей, которые необхо­димо разорвать, чтобы граф стал несвязным; устойчивости групповых связей как нормированное минимальное число вершин, которые надо удалить, чтобы граф стал несвязным; индекс неоднородности структуры — нормированное число вер­шин, остающихся неподвижными при всех перестройках гра­фа, описывающих структуру группы по данному критерию [197. С. 149—151].


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz