На главную
Главная страницаГлава V

"ЖЕСТКИЙ" АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ1

 

1 "Жестким" мы называем статистический анализ в отличие от "мягкого" — качественного (гл. VI ).

 

Анализ собранной информации — самый увлека­тельный этап исследования. Мы проверяем, насколько верны были исходные предположения, получаем ответы на заданные вопросы и выявляем новые проблемы. Ме­тодологический инструмент анализа — гипотезы, сфор­мулированные в программе, и те, что возникают по мере их проверки и отвержения уже в процессе анализа соб­ранных данных.

Вспомним, что гипотезы подразделяются на описа­тельные и объяснительные. Соответственно этому выде­лим два класса процедур анализа. К первому отнесем дискриптивные процедуры: группировку, классифика­цию и с некоторыми оговорками типологизацию2. Вто­рой класс образуют аналитике-экспериментальные про­цедуры, назначение которых — установление связей взаимодействия и детерминации.

2 Строго говоря, типологизация — промежуточный этап, совмеща­ющий группировку и переход к анализу данных для проверки гипотез; ниже, при рассмотрении теоретической типологизации мы в этом убе­димся (см. раздел 2 этой главы).

 

Цель этой главы — рассмотрение основных методов, но не техники анализа данных. Из технических средств мы используем наипростейшие и при необходимости будем отсылать читателей к соответствующей литера­туре.

И последнее. В этой главе речь идет об анализе дан­ных массового социологического обследования, о каче­ственно-количественном анализе, а в заключительном параграфе — о стратегии качественного анализа.

 

1. ГРУППИРОВКА И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ

Группировка и классификация — элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. С помощью этих действий мы "уплотняем" ин­формацию, как бы расширяем области подобия и уста-навливаем новые границы различий в массе эмпири­ческих данных, не выходя при этом за пределы индикативных свойств (т. е. на "языке" фиксированных данных наблюдения» опроса, документов). Типологичес­кий анализ опирается на те же или аналогичные проце­дуры» но предусматривает более высокий уровень обоб­щения, основанием которого выступают не сочетания признаков-индикаторов, но понятия, с ними соотноси­мые. Это уже стратегия анализа на качественно ином уровне обобщения.


Главная страница Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz