На главную

Третья стадия анализа как бы вклинивается в пре­дыдущую. Это — углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свой­ства, социальные типы, устойчивые образования.

Здесь главная опасность — подмена косвенных, опосредованных связей прямыми. Такая ошибка — са­мая распространенная и менее всего заметная со стороны.

В книге "Человек и его работа" мы совершили именно та­кую ошнбку — приняли некоторые связи за прямые и при-Шли к заключению, что в простых видах труда высокое обра­зование отрицательно коррелирует с продуктивностью. Впос­ледствии было установлено, что поскольку в 1964 г. подавляю­щее число молодых рабочих имело преимущественно более вы­сокое образование в сравнении с большинством рабочих сред­него и старшего возрастов, а те, в свою очередь, обладали большим опытом и стажем, тогда как первые — малым, то прямая связь между образованием и продуктивностью рабочего фак­тически была ложной. Она опосредована возрастом, стажем работы, уровнем производственного опыта. Все обнаружилось, как только из всей совокупности обследованных были выделе­ны подгруппы разного стажа и возраста: в каждой возраст­ной подгруппе по правилам, описанным выше (введение конт­рольной переменной, в нашем случае — возраста), обнаружи­лись усиленные прямые связи уровня образования и деловито­сти, продуктивности рабочих, т. е. чем выше образование, тем выше и производственные результаты.

Итак, на данной, вероятно самой ответственной, ста­дии анализа должны быть получены основные выводы, проверены главные гипотезы, необходимые и для теоре­тического осмысления проблемы, и для разработки практических рекомендаций.

Четвертая стадия, заключительная, — попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явле­ний при определенных условиях [23, 24, 25, 212, 214]. Лучшим образом решению этой задачи отвечает по­вторное обследование. При невозможности осуществить повторные исследования на базе разового используют модели мысленного экспериментирования, регрессион­ные, детерминационные, стохастические и др. Полезно прибегнуть к оценкам экспертов [256] в данном пред­мете, чтобы проверить надежность прогноза, являющего­ся результатом квазиэкспериментов.

Общая логика анализа эмпирических данных может быть иллюстрирована схемой 31.

Не все элементы приведенной схемы должны быть реализованы в каждом исследовании, она иллюстрирует принципиальный порядок аналитических действий. Од­нако этот порядок остается мертвой конструкцией до тех пор, пока решительно все операции с данными, начи­ная с первичных измерений и формализации изучае­мых объектов, не наполнены содержательным смыслом.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz