На главную

Практические советы

1.       Приступая к анализу данных, будем строго придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных заключе­ний относительно их подтверждения, если фак­ты "укладываются" в гипотезу, но вместе с тем соблазна увлечься самим процессом анализа как таковым, что нередко уводит в сторону от целевой ориентации исследования.

2.       Первоначальные группировки и класси­фикации разумнее всего производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последу­ющие — предварять уточняющими и интерпре­тационными предположениями, продвигаясь к объяснительным. Чем дальше мы углубляемся в анализ данных, тем большее значение приоб­ретают объяснительные гипотезы, непосред­ственно связанные с программными задачами исследования.

3.       Если гипотезы нетривиальны, особое вни­мание следует уделять заключениям, которые с ними, не согласуются. В результате перепрове­рок, использования различных приемов анализа мы вводим ограничения, уточнения исходных гипотез и обнаруживаем либо их справедли­вость, либо уверенное опровержение, что побуж­дает выдвинуть новые гипотезы и осуществить их последовательную проверку.

4.       Не следует смешивать уточнение и интер­претацию данных с их объяснением. Последнее является главной задачей анализа, позволяет установить причинные зависимости, истолковать найденные связи в понятиях более общих тен­денций и закономерностей, дает основание для прогноза и, следовательно, для перехода к обо­снованию практических решений социальных проблем.

5.       При использовании стратегии качественно­го анализа данных (о чем см. ниже — гл.VI) бу­дем помнить, что не следует бросаться из одной крайности в другую. Количественный анализ и качественное осмысление массовой статистики под углом зрения исследовательских гипотез не менее ценны, чем всесторонняя интерпретация статистически непредставительных данных. В одном случае мы приобретаем определенное знание о частных фрагментах социальной ре­альности, в другом — выявляем смыслы фактов и явлений без гарантий их типичности, распространенности в широком "социальном пространстве". Понимая эти особенности двух разных стратегий, мы должны комбинировать их в зависимости от целевой установки исследо­вания. Хорошо сказано: "дискуссия о преиму­ществах качественной методологии и недостат­ках количественной — это призрачное противо­стояние" [62, С. 32].

 


Предыдущая Главная страница
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz