На главную

Идеальная социальная модель строится на основе абстракций двоякого рода: тех, что логически вытекают из более общих теоретических предпосылок — со­циологических понятий или принципов, а также абст­ракций на основе наблюдения эмпирических данных. Разумеется, и те, и другие имеют своим основанием ре­альную действительность. Именно потому, что конструи­рованная таким путем идеальная модель соотносится с системой теоретического знания, она выполняет важные функции включения теории в непосредственный анализ эмпирических данных.

Модель такого рода обладает рядом особенностей: она определяет идеальные (в смысле абстракции) грани­цы социального объекта; включает критерии (или пара­метры), на основе которых определяется обоснованная в теории устойчивая связь его свойств и характеристик; если параметры, составляющие модель, представляют континуумы, фиксируются также количественные гра­ницы идеализированного объекта.5

5 В данном случае — в понятиях "больше" — "меньше", "силь­нее" — "слабее", т.е. в их упорядоченности или дихотомии, путем шка­лирования соответствующих операционализированных свойств (см. приводимый ниже пример).

 

Анализ эмпирических данных, согласно теоретичес­кой типологии, предполагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изу­чение отклонений от идеализированных моделей по от­дельным параметрам и, если возможно, измерение ин­тенсивности и вероятности этих отклонений [314].

Классический пример идеализированной типоло­гии — типология мотивации социального действия у М. Вебера. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" [31] Вебер задается вопросом, что отличает ценностно-мотивационный "синдром" предпринима­тельства в согласии с этикой протестантизма и путем теоретического анализа наблюдаемых реалий находит, что здесь имеют место:

—              мотивы прибыли, когда добывание денег превра­щается из средства в самоценную деятельность, цель;

—                 аскетизм, исключающий потребление ради удо­вольствия, наслаждения радостями жизни;

—            рационализм, ответственность, трудолюбие.

Эта типологическая конструкция побудила Э. Хагена сконструировать идеальные типы "инновационной личности" в отличие от "традиционалиста" (личности "авторитарной"). Авторитарный тип сформирован в условиях социального зас­тоя, инноватор — динамичными процессами современного об­щества [336]. Отсюда — дихотомия характеризующих их черт (которые логически выводятся из теоретического анализа (схе­ма 26).


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz