Возврат от
сбора дополнительной информации к "древу решений" необходим для того,
чтобы уточнить варианты решений, а движение от эксперимента к стадии принятия
решений — путь их коррекции на основе практического опыта. Седьмой этап
предполагает прогноз ситуации после осуществления нововведений, что может
привести к поправкам в процедуре внедрения. Особое
внимание в прикладном исследовании должно быть уделено обоснованию оценки
эффекта предлагаемых решений. Это самая трудная, но совершенно необходимая
фаза работы социолога. Часто социальный эффект пытаются выразить исключительно
в экономических категориях, показателях экономии материальных и человеческих
ресурсов. Такие расчеты, хотя они и необходимы, всегда являются
грубоприблизитель-ными и малодостоверными. Другая крайность — стремление свести социальный эффект к перечню мероприятий,
результативность которых принимается за очевидное. Между тем их
"очевидность" бывает обманчивой. Профессиональный
уровень социолога лучше всего и проверяется в том, как он сумеет выделить
качественные критерии социального эффекта в соответствии с природой изучаемых
процессов. Будет ли эффект оцениваться по показателям сугубо организационным
(введение новых форм работы, обслуживания, управления), или же будет
предложено учесть качественную результативность социальных нововведений —
ключевой вопрос. Лучший способ качественной проверки социального эффекта
нововведений — контрольное обследование с использованием таких же
приемов и методов, которые были разработаны для получения информации в основном
исследовании: экспертные оценки, опросы, наблюдения, анализ документов и
соответствующей статистики. Для
контрольных обследований, каковые следует планировать в числе мероприятий,
рекомендуемых для принятия решений, лучше использовать малые, но непременно
квотные выборки. Квоты надлежит тщательно обосновать по объективным
характеристикам, обнаружившим в основном исследовании сильные связи с рассматриваемыми
процессами. Сдвиги в социальных показателях, признанных существенными
индикаторами данных процессов, должны перекрывать ошибку измерения исходной
информации, как это делается при оценке социального сдвига в повторном и
сравнительном исследованиях. При
опросах особенно, внимательно надо подходить к оценке сдвигов в показателях
субъективных оценок удовлетворенности условиями и содержанием деятельности.
Показатели общей удовлетворенности, и тем более суммарные, по всем группам
обследуемых крайне неинформативны, так как с изменением условий изменяются
потребности и запросы людей, т. е. субъективный критерий оценки
"социальной нормы". Поэтому, как правило, распределения оценок общей
удовлетворенности различными обстоятельствами условий и содержания
деятельности, стремятся к нормальному распределению. Главное внимание должно
быть обращено на изучение структурных составляющих общей оценки
удовлетворенности. Именно здесь в случае эффективности проведенных мероприятий
должны фиксироваться значимые сдвиги. Социальный эффект обнаруживается в
перемещении проблем из одной зоны в другие, но не в том, что исчезают все
проблемы и наступает всеобщее довольство. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |