На главную

3. В третьем, методическом, разделе программы предлагается тип выборки (при выборочном обследова­нии), указывается ее объем, перечисляются методы сбора данных и способ обработки результатов — все это в сжатом виде, в нескольких фразах. Задача данного раз­дела — переход к обоснованию ресурсных затрат, необ­ходимых для осуществления исследования.

4. Рабочий план исследования составляет непремен­ный раздел программы. В нем поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соис­полнители, предлагается расчет денежных средств, необхо­димых для размножения полевых документов и машин­ной обработки данных, для транспортных расходов и т. п., обосновывается численность сотрудников и их квалифи­кация, включая вспомогательный персонал. Здесь опреде­ляются сроки представления предварительных и итого­вых результатов работы [196. С. 130—131].

В отличие от программы теоретико-прикладного исследования, каковая может быть самостоятельной на­учной публикацией, программа прикладного исследова­ния — весьма краткий рабочий документ объемом в несколько машинописных страниц. Однако она может содержать достаточно обширные приложения, отнесен­ные к любому из названных разделов или к каждому из них. Это зависит от степени изученности проблемы и данного объекта. В случае крайнего недостатка исход­ной информации в разделе 4 (рабочий план) предусмат­ривается время на формулятивный этап исследования, а все предшествующие разделы излагаются в более об­щем виде с оговоркой, что более четкая постановка за­дач подлежит уточнению к согласованному сроку. Если имеются апробированные методики, их можно прило­жить к 3-му разделу программы; там же в качестве приложения может быть и расчет выборки. К рабочему плану непременно прилагается обоснование объема ре­сурсов на проведение исследования. В исследованиях с участием соисполнителей ко второму разделу програм­мы целесообразно приложить подпрограммы, разрабо­танные соисполнителями по частным направлениям и задачам.

Организация прикладного исследования требует прежде всего установления должного взаимопонимания с "заказчиком". Следует четко уяснить, что ожидает за­казчик от планируемого исследования и что, с точки зрения социолога, может быть реализовано несомненно, предположительно или вовсе не удастся. Если цель и за­дачи исследования не согласованы с заказчиком надле­жащим образом, итог, как правило, бывает плачевным: заказчик сомневается в полезности полученных данных. Сомнения такого рода могут быть вполне обоснованны­ми, но случается и так, что продиктованы ложным впе­чатлением заказчика о его информированности в дан­ной области.

В свое время прикладные социологические исследо­вания наиболее широко были распространены на пред­приятиях, в отраслях, т. е. в сфере производства. Здесь создавались социологические службы, накопившие боль­шой опыт [250. Гл. 9]. Социологическая служба, полу­чая задания на изучение определенной проблемы, в то же время информировала администрацию о наличии других проблем, важность которых подчас признавалась не меньшей. В конце концов принималось разумное ре­шение по перечню задач исследования.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz