На главную
Главная страницаЗаключение

ПРОБЛЕМЫ   ВЫБОРА   ИССЛЕДОВА­ТЕЛЬСКОЙ СТРАТЕГИИ

Мы ознакомились с множеством методов и техник исследования социальной жизни. Сами по себе все эти приемы, какими бы изощренными они ни были, не помо­гут извлечь научное знание, если исследователь не руко­водствуется некоторой теоретической концепцией. Но в современной социологии имеют место два существенно разных подхода к теории, к самому предмету науки, что и является причиной размежевания исследователей в их методологических ориентациях на "количественни-ков" и "качественников".

Сторонники одного подхода исходят из того, что со­циолог призван изучать общие тенденции и закономер­ности социальных изменений и, обращаясь к фактам, обязан, подобно естествоиспытателю, строго фиксировать тождественность, повторяемость, типичность событий и явлений в массовых процессах. Такова позиция класси­ческой социологии, сформулированная еще в середине XIX века Огюстом Контом,

Но почему задачей социологии не может быть пони­мание смыслов социальных действий и повседневной жизненной практики людей? Так ставят проблему социологического знания сторонники иного направле­ния, тоже классического: они следуют позиции другого выдающегося мыслителя прошлого века — Макса Вебера. Развивая эту традицию, исследователи изыскивали методы, получившие наименование качественных. Смыслы социальных действий не заданы напрямую вне­шними структурами, ибо люди субъективно воспринима­ют окружающий мир. В этих субъективных образах мира не может не быть сходства, однако подобные сход­ства не поддаются исчислениям в жестких классифика­циях, они по самой своей природе богаты интонациями, символическими значениями, понятными лишь людям одной культуры и превратно понимаемые представите­лями иной культуры.

Мы живем в мире социальных структур: соци­альных идей, нормативных предписаний, культурных императивов, диктующих определенный порядок соци­альных взаимодействий. Но каждый человек обладает уникальным потенциалом собственного опыта опериро­вания надындивидуальными структурами.

Как же "схватить" в теории и методологии это совмещение надиндивидуального и личностно непов­торимого?

В социологической теории решение проблемы, осоз­нанной на грани XIX и XX вв. интенсивно отыскивает­ся теми авторами, которых трудно обозначить как пред­ставителей одной школы. Они называют себя по-разно­му: диалектиками, реалистами, сторонниками активист­ского подхода, но в общем это те, кто рассматривает че­ловеческую историю современности и будущего не в ка­честве естественно-историческое,  но как социально-ис­торический процесс.1


Главная страница Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz