На главную

(4)                    наконец, некий фактор (условие, обстоятель­ства...) не может достоверно считаться определяющим в отношении изучаемого процесса, если в другом случае (в другом исследовании) наряду с ним изучаемому про­цессу сопутствуют другие факторы [377. С. 267].

Эти логические правила, напоминающие нам о стро­гости экспериментального вывода, нельзя игнорировать. Но проблемы сравнительного анализа никоим образом не сводятся к формальным процедурам. Это прежде все­го область содержательного, вдумчивого изучения и только затем — формально-количественной оценки су­щественности различий. В каких именно аспектах со­поставимы и в каких — несопоставимы для сравнения изучаемые объекты, каковы ограничения сопоставимос­ти по объективным условиям, по составу и выборке об­следуемых, по выделенным показателям?

Особые трудности возникают в международных сравнительных исследованиях, где даже при соблюдении всех формальных правил единства методик исследова­ния и выборки возникают проблемы, связанные с разли­чием образа жизни, культуры, восприятия и реакции людей на одни и те же "стимулы" (например, вопросы анкеты). В разных странах различны стандарты благо­состояния, системы образования, социально-профессио­нальные "дистанции", социальная структура, характер социальных отношений, мировоззрение и идеология, культура, ее стереотипы, весь уклад жизни.

При интерпретации данных межнациональных (международных) исследований воздействие социально-экономических и социально-культурных факторов, ко­нечно, выдвигается на первый план. Но в методическом аспекте такое воздействие может быть аккуратно фик­сировано при условии, что уже в разработке инструмен­тария исследования качественные различия между стра­нами приняты во внимание и на стадии пилотажа мето­дик были предприняты соответствующие коррекции всех инструментов исследования. С этой целью произво­дят аккуратное сопоставление главных параметров вы­борок: отнесение к социальной группе, выравнивание по уровню образования, другим подобным показателям социального статуса, а затем осуществляют утомитель­ную работу по идентификации методик, особенно опрос­ных. В последнем случае социально-культурные разли­чия респондентов могут радикальнейшим образом по­влиять на сопоставимость результатов межнационально­го исследования.

В межрегиональных исследованиях крайне важно принимать во внимание всю доступную из имеющейся статистики информацию об особенностях экономичес­ких и социальных условий жизнедеятельности населе­ния в сравниваемых регионах; сведения о производ­ственном потенциале и развернутости инфраструктуры, о различиях в уровне заработной платы и прожиточно­го минимума, о положении с трудовыми ресурсами и сведения о миграционных потоках, национальном соста­ве и общей плотности населения и т. д.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz