На главную

Напри­мер, при повторном обследовании отношения молодых рабочих к труду мы полностью повторили все пункты информации базового обследования, добавив немало но­вых, связанных с особенностями быта, внепроизводствен-ной активности рабочих, их целостного образа жизни. Устанавливая прямые связи между новыми показателя­ми и показателями, имеющимися в обоих исследованиях, мы даем более широкую интерпретацию этим послед­ним. Естественно, такая интерпретация правомерна при­менительно к повторному обследованию, но с определен­ным допущением ее можно распространить и на базо­вое. Правда, в этом случае нужны дополнительные ак­куратные проверки и перепроверки устанавливаемых зависимостей, построение анализа по логике мысленного эксперимента.

Напомним, что, поскольку порядок вопросов в анке­те влияет на характер ответов респондента, все пункты информации, копирующие базовую методику, должны располагаться в начале опросного листа повторного об-следования, а новые следом за ними. Таким путем сохраняется возможность прямого сопоставления дан­ных, фиксированных единой процедурой.

Наилучшая сопоставимость данных достигается а случае, если уже при осуществлении первого исследования авторы планируют повторные. Так организовали свою работу новосибирские социологи [94. С. 121 — 129]. Заранее предполагается развитие общей кон­цепции исследования, и оставляются открытыми некоторые методические вопросы будущих обследова­ний, используются не прямые сопоставления но срав­нения гипотетических структур, относительно инвариантных в разных обследованиях пользуются не прямыми индикаторами, а комбинированными (струк­турными, индексными) показателями.

Наиболее простой способ — буквальное повторение вопросов и вариантов закрытий каждого из них. Такого рода опросы в режиме мониторинга особенно важны для изучения социальных процессов в условиях реформиро­вания экономики и общественно-политической жизни общества20.

20 Классический пример — опросы Всероссийского центра изуче­ния общественного мнения, начатые в 1967 г. под руководством Т.Н.Заславской и интенсивно развиваемые ее преемником Ю. А. Ле­вадой. Ежемесячник "Экономические и социальные перемены: монито­ринг общественного мнения" публикует трендовые таблицы и диаг­раммы, аналитические статьи по итогам мониторинга. Издается с 1993 г. см. [300]).

 

Существенно сложнее процедуры обоснова­ния сопоставимости данных, полученных разными ав­торами и в разное время. Для этого используются доста­точно сложные приемы вторичного анализа исходной информации, которая предварительно преобразуется так, что в итоге один показатель в разных исследованиях описывается различными индикаторами.


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz