При
разработке программы социологического исследования мы должны в первую очередь
выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно
они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать,
но и проворить гипотезы на базе фактических данных. Интерпретация понятий в
определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение
в некотором существенном для нашей задачи отношении. А существенное отношение,
в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования. Обратимся
к примеру — исследованию отношения молодых советских рабочих к труду [283. Гл.
II]. Проблема
исследования — противоречие между требованиями функционального содержания
труда (технология работы) и запросами личности рабочего в трудовой
деятельности (отношение к труду). Предмет — отношение к труду как система
мотивов трудовой деятельности; их обусловленность материальным стимулированием,
функциональным содержанием труда, уровней запросов личности, а также другими
факторами. Одна из
главных_задач — выявление мотивационного ядра трудовой деятельности в тогдашних
условиях промышленного производства. Основной ракурс, в котором мы должны
вести анализ, связан с мотивацией труда. Поэтому сначала рассмотрим отношение к
труду в таких понятиях, как отношение к труду вообще как к ценности; отношение
к профессии как К определенному или частному виду труда; отношение к работе как
к еще более специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях
(рис. 3). Эти
понятия выступают как общее и особенное. Значит, с точки зрения смыслового
(семантического) уточнения понятия "отношение к труду" мы
получаем некоторую общую директиву: в нашем исследовании надо иметь сведения,
которые бы характеризовали отношение к труду вообще, в его специальном виде и
в еще более специальном — к работе в данных конкретных условиях. Рассмотрим
для примера последний элемент как более простой — отношение к работе, т. е.
специфическому виду труда в конкретных условиях. Оно проявляется в объективных
признаках (реальная деятельность и ее продукты) и в субъективных (мотивация). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |