Предметная
и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. В
простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной
ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для
уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других
случаях—это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых
теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов
для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества.
Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность,
так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на
котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не
обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как
для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим
преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений... Именно
такая готовность и заинтересованность образуют основу "социального
запроса" в исследовании. Социальные
проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки
некоторого сообщества, организации, другие затрагивают интересы целых
регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных
институтов. Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы
и потребности всего общества в целом, становится социетальной [97. С. 36—42] и
даже глобальной. Рассмотрим,
как же формулируется проблема в социологическом исследовании. Сам характер
противоречия, лежащего в основе социальной проблемы, предопределяет тип
исследования, будет ли оно "инженерно-прикладным" или
теоретико-прикладным. Примеры, иллюстрирующие первую ситуацию, — исследования текучести
рабочей силы в 70-е гг. Для того времени они были крайне важны, так как
указывали на узость технократического понимания управления персоналом,
создавали почву для восприятия концепции "человеческого фактора", широко
пропагандировавшейся в начале периода "перестройки". В наше время к
этому классу проблем относится изучение трудовых конфликтов, их объективных и
субъективных причин, противоборствующих интересов наемных работников и
владельцев предприятия, форм их организации, динамики развития и способов
урегулирования [182], Более сложным оказывается анализ социальной ситуации при втором
типе исследования — теоретико-прикладном. Так, при разработке и 1974 г.
программы изучения трудовой мобильности новосибирские социологи исходили из
того, что имеется явное несоответствие между потребностью повышения
эффективности общественного производства и препятствующим этому нерегулируемым
перемещением работников между сложившимися местами общественного производства и
сферами занятости. Социальная практика регулирования движения рабочей силы в
основном опиралась на разработку административных мер, тогда как более
эффективным с точки зрения долгосрочной социальной политики является совершенствование
социально-экономических рычагов регулирования движения трудовых ресурсов. А
это делает необходимым глубокое изучение, во-первых, потребностей разных групп
населения, во-вторых, социальных механизмов мобильности как глобального
общественного процесса, в-третьих, социально-психологических механизмов
индивидуального мобильного поведения людей [94. С. 153].1 Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |