С точки
зрения задач исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные.
В отличие от гипотез оснований и следствий, которые логически взаимосвязаны,
эти гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом.
Естественно, что главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным
предположениям, относящимся к центральному вопросу исследования. По
степени разработанности и обоснованности различают первичные, и вторичные
гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими
данными. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле,
что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных
гипотез. Хорошее исследование опирается обычно на целую серию альтернативных
гипотез. Тогда проверка позволяет получить более высокие основания для
принятия тех предположений, которые остались после отбрасывания других
альтернатив. По
содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные
и объяснительные гипотезы. Описательные — это предположения о
существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между
отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные
гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия
(функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных
процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие
экспериментальной проверки. Сформулируем
некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза,
подлежащая прямой эмпирической проверке. (а) Гипотеза не должна содержать
понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она
непроверяема. (б) Она не должна противоречить ранее
установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза объясняет все известные
факты, не допуская исключений из общего предположения. Например, гипотеза
"чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой"
должна быть отброшена, ибо противоречит имеющимся в психологии данным.
Известно, что при определенном психофизиологическом типе личности именно
однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная —
нет. Другая гипотеза — "функциональное
содержание труда (т. е. включая степень монотонности и разнообразия работы)
детерминирует удовлетворенность работой" — не противоречит этим сведениям
и может быть принята для проверки. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |