Иногда
требуется повышенная надежность, как это имеет место в экономических и
демографических обследованиях, например при переписях населения. Здесь существенные
ошибки оборачиваются миллионными потерями материальных ресурсов и просчетами
планирования.21 21 Аккуратная репрезентативная
территориальная выборка в современной России требует систематических
коррекций. Это связано с тем, что территориальные административные границы
(именно они являются основами официальной статистики населения) формировались
Для целей, не совпадающих с социально-исследовательскими и помимо того состав и
структура населения в периоды реформации неустойчивы. Как показывает М. С.
Косолапов [128], достоверные расчеты общенациональной и региональных
представительных выборок — сложная исследовательская задача. Экономная выборка
предполагает также аккуратные расчеты маршрутов исследователей (интервьюеров и
др.), что составляет особую проблему в данном регионе. Гораздо
чаще социологические обследования проводятся для уяснения общих тенденций,
общей ориентировки в сфере социальной политики. Весьма
полезна следующая приблизительная оценка надежности результатов выборочного
обследования [301. С. 36].22 22 Формулы расчета ошибок выборки
см. в литературе, указанной в сноске 19. Повышенная
надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная — до 3—10% (доверительный
интервал распределений на уровне 0,03—0,1), приближенная —от 10 до 20%,
ориентировочная — от 20 до 40%, а прикидочная — более 40%. В
аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической
репрезентативности выборки оказывается второстепенной в сравнении с
необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных
объектов, Рассмотрим
следующий пример. В изучении образа жиз* ни населения некоторого города мы,
следуя правилам дескриптивного обследования, хотим обеспечить
представительство всех групп населения соответственно их пропорциям в составе
генеральной совокупности с отклонением ±5% от истинного распределения. Такая
выборка, представительная в качественном отношении, будет также и
статистически репрезентативной, но следует решить, нужно ли это. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |