В конце работы
исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно
иначе. Подобный вывод
нередко возникает и при работе по тщательно сформулированной программе. Но
здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер, возникают более
обоснованные гипотезы, требующие специальной целенаправленной проверки по новой
программе. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом — плод
творческого поиска, тогда как в первом случае она является итогом
неиспользованных возможностей. Второе
требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими,
все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно
сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую
обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа
является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро
серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих
специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования
теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не
возникли бы, будь у них общая программа. Третье
требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя
начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи
исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя
объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку
методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до
того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря,
все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене
немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях. Четвертое
требование — гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но
в действительности гибкость программы подчеркивает связанность
всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает
систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются
ошибки в каком-то отдельном звене. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |