4. Постарайтесь в
предварительном варианте детализировать проблему, наметить объект и уточнить
предмет исследования и снова продумайте, какие практические трудности
возникнут в проведении исследования. В частности, в какой мере доступны
объекты исследования, располагаете ли вы нужными материальными ресурсами, получите
ли вы должную поддержку со стороны ответственных лиц, заинтересованных в
изучении и решении данной проблемы, или что следует сделать, чтобы вызвать
такой интерес. 5. Теперь вы можете ясно
сформулировать цель исследования — на какой главный вопрос должен быть дан
ответ и насколько детальным он должен быть применительно к избранному предмету
исследования или заданному в прикладном исследовании объекту. Должны ли быть
установлены определенные взаимосвязи и зависимости, или следует продолжить
исследование путем разработки вариантов практического решения определенных
проблем. Окончательно определив, к какому типу относится ваше исследование,
переходите к развертыванию системы задач. 6. Сделайте набросок
"дерева целей" исследования, т. е. максимально подробно разверните
цепочки задач, которые предстоит решить для достижения цели. Проверьте, не
связаны ли задачи, попавшие в разные "ветви", т. е. можно ли их
решить экономным способом, пользуясь одной и той же информацией под разными
углами зрения. 7. Теперь безжалостно
отсекайте "боковые ветви", т. е. задачи, косвенно или вовсе не связанные
с главными; составьте из них особый список и продумайте, можно ли их решить,
пользуясь информацией, нужной для главных задач. 8. Составьте список вопросов
для уяснения особенностей предметной области и объекта изучения: что читать? С
кем консультироваться? 9. Не жалейте времени на
"самообразование", обращайтесь к новейшей литературе по предмету (в
ней найдете ссылки на фундаментальные работы и опыт) и снова консультируйтесь
с доступными вам специалистами. В итоге определите принципиальный план
исследования и, если это не будет исследованием по плану — разведка (что в
основном уже выполнено), приступайте к детализации программы по фрагментам. 10. Сделайте первый набросок
основных структурных компонентов и связей объекта изучения, выделяя предмет
анализа соответственно цели и основным задачам исследования. Одновременно
формулируйте главные гипотезы и уточняйте содержательный смысл основных
понятий, которые вошли в формулировку гипотез. 11. Обсудите с другими свой
набросок, еще раз обратитесь к специалистам-исследователям и практикам и после
этого приступайте к систематической отработке понятийного аппарата, общей
концепции и формулировке рабочих гипотез. 12. Продумайте, насколько
удовлетворительна семантическая и эмпирическая интерпретация ключевых
понятий, входящих в гипотезы, и какими данными вы располагаете для получения
нужной информации. Составьте схему: слева — признаки ключевых понятий, справа
— соответствующие показатели и в последней колонке — как получить сведения о
данных показателях (набросок методического обеспечения исследования). Решите,
какие методики придется разработать специально, что можно использовать из
имеющихся. 13. Определите принципиальный
план выборки, памятуя о важности качественной ее представительности,
соответствия целям исследования;
соразмерьте допустимый уровень ошибки выборки этим целям и задачам
дробности анализа проблем; выясните практические возможности реализации
принятого плана выборки, снова вернитесь к существу программы, внесите нужные
уточнения. 14.
Оформите программу как отдельный документ исследования: это пригодится вам не
только в проведении исследования, но и при подготовке итогового отчета или
публикации. Предыдущая Главная страница Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |