1,6+17,0-18,6 |
(4) Использование
метода судей для отбора пунктов шкалы. Сомнения в обоснованности возникают
уже на стадии первоначального отбора пунктов шкалы. В каких единицах считать
время просмотра телепередач? В днях, часах, в частоте просмотров? Какие понятия
выбрать для построения шкалы?
Эти
вопросы лучше всего доверить решению компетентных судей. В нашем случае ими
являются типичные телезрители» которые будут представлять как бы микромодель
основной массы опрашиваемых. В этом смысле "судейство" как способ
контроля обоснованности шкалы надо отличать от опроса экспертов — профессиональных
специалистов в данной области.
Численность
судей зависит от меры однородности или разнородности выборочной совокупности
основного обследования. Так, при построении шкал на отношение к досуговым
занятиям мнения мужчин и женщин об одних и тех же занятиях будут существенно
разными. Рекомендуется отобрать для судейства половину судей из женщин,
половину — из мужчин. Не меньшее значение в данном случае будут иметь уровень
образования и род занятий. Для компоновки судейской группы используют метод
квоты, т. е. устанавливают пропорции судей по набору существенных признаков,
включая, например, пол, возраст, образование, выражающих позиции разных групп
респондентов в предполагаемой выборке.8
О
квотировании выборки см. на с. 349.
(5)
Один из широко используемых приемов внутреннего контроля обоснованности —
совмещение нескольких показателей для регистрации определенного одного
свойства, или построение индекса. Типы индексов крайне разнообразны.
Они широко используются в психологических тестах, в социально-экономических
исследованиях. Суть индексной обоснованности в том, что, согласно гипотезе,
данному свойству находится множество его проявлений, для каждого из которых
формируют отдельную шкалу. Затем измерения по частным шкалам либо суммируются,
либо из них образуют логические конструкции, как это было сделано в показателе
"логический квадрат" для построения производной шкалы
удовлетворенности работой (см. с. 261).
Вполне
справедливо выделяют два существенно разных аспекта обоснованности:
теоретический и эмпирический. Первый непосредственно связан с содержательными
посылками исследования и предполагает установление значимых связей с широким
классом ситуаций, предсказываемых теорией, второй требует доказательства
надежной регистрации данных в сравнительно узком секторе, в частном
проявлении изучаемых объектов. "Если валидность (синоним обоснованности.
— Е.Я.) эмпирическую через измерение обеспечивают, — (включает В. И.
Паниотто, — то валидность теоретическую только проверяют, т. е. уточняют
область валидности методики,
границы интерпретации получаемых материалов" [200. С. 109].