Но прежде
всего показатели следует соотносить с уровнем реальной стабильности —
изменчивости изучаемого объекта, измеряемых свойств. 2)
Использование нескольких лиц для измерения данного свойства. Случается, что
шкала неустойчива потому, что ее пункты произвольно интерпретируются самими
исследователями. В особенности это характерно для шкал качественной
классификации объектов. В таких (номинальных) шкалах группы объектов
классифицируют с помощью описания всех качественных признаков, по которым
каждый объект относится к определенному пункту шкалы — классу. Предположим,
что выделено несколько признаков (с соответствующими индикаторами) для
отнесения политической деятельности в высшую категорию по уровню активности.
Чтобы выполнить эту операцию однозначно, нужно убедиться, что признаки ясно различимы
и при соотнесении видов деятельности с пунктами шкалы не возникает путаницы.
Скажем, такими признаками были: членство или заявленная принадлежность к
какой-либо партии, движению, избирательному блоку, регулярность участия в его
акциях (собраниях и публичных выступлениях, участие в голосовании на выборах и
т. д.). В этом случае
объект идентифицируют одновременно несколько (минимум трое) лаборантов,
использующих единую процедуру. Если данные, полученные разными лаборантами (в нашем
примере они работали с текстами интервью), высоко согласуются, шкала
устойчивая, если нет — неустойчивая, и мы начинаем искать другую, более
приемлемую размерную величину. Причина неустойчивости шкалы — плохой отбор
индикаторов. 3) Наконец,
третий прием контроля эталона измерения на устойчивость — "расщепление
шкалы". Шкала раздваивается на две половины. Если окажется, что измерения
по каждой из них совпадают, их можно рассматривать как равноценные шкалы,
суммировать данные и впредь пользоваться одновременно обеими половинами,
образующими теперь единую и более надежную шкалу, чем каждая из ее
составляющих. Покажем
технику "расщепления" не примере. Возьмем объектом измерения уровень
удовлетворенности рабочего своей специальностью. Данные получаем путем
анкетного опроса. Проектируем
две шкалы, пункты которых будут отвечать одному из пяти уровней
удовлетворенности специальностью (схема 5). Каждому уровню соответствуют два
суждения. Нечетные пункты образуют одну, а четные — другую половину
испытываемой шкалы. Далее
производим следующие операции: (а) все 10 пунктов четной и нечетной половин
перетасовываются в произвольном порядке; б) опрашиваемым предъявляют набор из
10 суждений с просьбой указать свое согласие или несогласие по каждому из них;
(в) после опроса достаточной группы лиц (около 50 человек) из числа обследуемой
совокупности данные группируются по двум шкалам раздельно: по нечетной
половине — (a1), (b1), (с1), (d1), (e1) и по
четной шкале — (a2), (b2), (с2), (d2), (е2). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |