Четвертая
стадия заключается
в том, чтобы уяснить, все ли единицы, составляющие измеряемый объект,
укладываются в ранжируемый ряд, все ли они обладают свойством занимать определенное
место в континууме отношений по принятым индикаторам. Например, в одном из наших исследований индикатором отношения к
труду рабочих был показатель нормы выработки (значительно перевыполняет норму —
перевыполняет — выполняет — не выполняет норму). Однако он был неудачным, так
как применим не ко всем рабочим, а только к "сдельщикам". Труд тех,
кто получает повременную оплату, оценивается по другим показателям: качеству
работы прежде всего. Например, чем меньше времени тратит ремонтник на
устранение текущих неполадок, тем выше качество профилактического ремонта. В итоге
описанных выше операций устанавливается эталон, или шкала измерения. Отношения
между пунктами шкалы должны отображать отношение свойств объекта в понятиях
"равно", "больше", "меньше". В нашем примере с
ценностными ориентациями отношениям
"сильная">"средняя">"слабая" соответствуют
отношения трех пунктов построенной шкалы: (выбор сделан в трех ситуациях) >
(выбор сделан в первой и второй ситуациях) > (выбор сделан только в первой
ситуации). Теперь предстоит испытать шкалу на надежность. Способы
проверки процедуры первичного измерения на надежность. Следует
иметь в виду, что операции повышения надежности первичного измерения, которые
мы будем здесь рассматривать, используются лишь на стадии отработки
инструмента измерения в процессе пилотажа. После окончательной проверки
надежности построенных шкал и сбора данных на объектах исследования акцент
контроля их достоверности переносится с первичного измерения на вторичные, т.
е. комбинаторные процедуры, и так последовательно вплоть до обоснования
достоверности итоговых выводов. В целом
же достоверность результатов исследования зависит от многих составляющих,
начиная с того, насколько обоснована его общая концепция и все компоненты теоретико-методологического
раздела программы, а далее — от качества исходных данных, системы их отбора,
т. е. соответствия типа выборки (и ее организации) целям исследования,
качества анализа данных и, наконец, от глубины интерпретации полученных зависимостей
и связей.4 Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |