Весьма часто
употребляемая разновидность шкал этого типа — ранговые. Они предполагают полное
упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому,
предпочитаемому. Например, можно ранжировать соотносительную важность тех или
иных методов решения общественной проблемы, предпочтения тех или иных действий
ради достижения желаемой цели, какие-то ценностные суждения и т. д. Задание на
ранжирование респонденту (или эксперту) обычно формулируется так: "Из
перчисленных ниже суждений (возможных решений некоторой проблемы...) выберите
самое для Вас предпочтительное, затем — наименее предпочтительное, а остальные
расположите от первого к последнему". Далее
предлагаются объекты для ранжирования и указывается место, где следует
приписать нужный ранговый порядок: Указание в
скобках слева значения рангов — результат работы опрашиваемого. В опросном
листе обозначено лишь место (оставлена линейка) для приписывания ранга
каждому объекту. Важно иметь в виду, что при обработке данных шкала в цифровом
выражении может быть "перевернута" в обратном порядке, т. е.
последнему, низшему рангу можно приписать наименьшее числовое значение — 1, а
первому — наибольшее. Тогда последовательность 1, 2,... и т. д. будет соответствовать
возрастанию значимости объектов. Полезно не
забывать о том, что численность объектов для ранжирования не может быть
слишком большой, скажем — 15. В противном случае данные ранжирования крайне
неустойчивы. Кроме того, в любом варианте более устойчивы первые и последние
ранги (при повторных опросах опытных групп они обычно приписываются тем же
объектам), а срединная зона, как правило, менее устойчива. Поэтому для
повышения надежности данных ранжирования следует после проведения пробы на
повторный опрос небольшой группы испытуемых (микромодель будущей выборочной
совокупности) объединить в один ранг те из них, которые обнаружат наибольшую
неустойчивость. Предположим,
что после второго замера произошли сдвиги рангов: 1—2, 3—5, 6—10, 11—13 и
14—15. Иными словами, многие из тех, кто, например, первоначально приписывал
данному объекту 6-й ранг, во втором замере приписали ему 7-й, 8-й, 9-й или
даже 10-й. Определив неустойчивые области, мы можем в основном исследовании,
не изменяя инструкции для ранжирования, при анализе данных преобразовать
15-ранговую шкалу в 5-ранговую, как показано на схеме, т. е. обеспечить большую
устойчивость и надежность данных ранжирования (схема 9).13 Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |