(4) Для
очевидности шкалограммы преобразуем таблицу так, чтобы получить идеальную
"лесенку" (схема 13). Идеальная
шкалограмма предполагает, что ответ на один из вопросов должен повлечь за собой
определенный ответ на следующий за ним по нисходящей ветви. Значит, первая задача
состоит в том, чтобы выяснить, действительно ли ответы на эти вопросы образуют
одномерный континуум. Число лиц в
экспериментальной группе достигает 50-100 человек, а число пунктов также
достаточно велико. Кроме того, на каждый вопрос можно было бы дать пять ответов
(от "совершенно согласен" до "совершенно не согласен").
Поэтому вращение рядов шкалограммы — утомительная операция. Гуттман, не имея
компьютера, разработал несколько технических приемов. Один из них: деревянная
доска, на которой передвигаются цветные фишки, соответствующие позитивным—
негативным ответам. Конечно, при современных возможностях использовать компьютер
все эти сложные перестановки максимально упрощаются (в SPSS для этого есть специальная программа). После
упорядочения респондентов, как показано в схеме 12, упорядочиваются пункты от
максимума к минимуму благожелательных ответов. Внутри пункта производится
сортировка субъектов так, чтобы набравшие максимум баллов располагались выше
тех, кто набрал следующее за ними число баллов. При ручной
сортировке в карточку респондента заносятся ответы "за" и
"против" каждого пункта информации, а также, общее число набранных
баллов. Первая сортировка производится по колонке № 1 на всю выборку, затем —
по остальным колонкам, т. е. вопросам. Так
определяется порядок вопросов в матрице от набравшего максимум до набравшего
минимум благожелательных ответов. Вторая сортировка — внутри данной колонки
ранжируются субъекты, набравшие максимум—минимум баллов. Составляется матрица,
которую анализируем с точки зрения наличия континуума в ответах. Вернемся к
нашей шкалограмме. На схеме 13 видно, что имеется 6 случаев отклонения от
идеального распределения: три благоприятных суждения выпали в
"запретную" зону справа и три неблагоприятных суждения выпали в
"запретную" зону слева. Используем пример с умением считать: перед
нами тот случай, когда умеющий умножать почему-то не умеет складывать, а не
умеющий умножать умеет возводить в степень. Иными словами, это — парадокс. (5) Идеальную
шкалограмму мы не получили. Но это вообще маловероятно. Следует стремиться к
некоторому оптимальному варианту. Такой вариант задается числом допустимых
отклонений в ответах экспериментальной группы. Подсчет допустимого числа
отклонений производится путем исчисления коэффициента репродуктивности
шкалограммы: Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |