Обоснованность6 шкалы заключается в том, что с ее помощью целенаправленно
измеряют вполне определенное свойство или признак, не смешивая его с другими. 6 В зарубежной и отечественной
(особенно в психологической) литературе вместо термина
"обоснованность" часто используется как его аналог понятие
"валидность". Однако в английском "reliability" (обоснованность)
подчеркивает возможность полагаться на кого-либо, в данном случае доверять
полученной информации благодаря тому, что она адекватна объекту измерения [337.
С, 132—138], a "validity" семантически имеет оттенок устойчивости,
"прочности" полученной информации. Поэтому термин
"валидность" правильнее было бы соотносить ве с обоснованностью, во с
устойчивостью данных измерения. Предположим,
при опросе телезрителей им предлагают указать, каким из перечисленных в прилагаемом
списке передачам телевидение уделяет "слишком много",
"достаточно" и "слишком мало" времени. Если с помощью этой
трехчленной шкалы исследователь намерен фиксировать среднее время, отводимое
телепередачам, его измерение будет необоснованным. В действительности он
измеряет отношение людей к данным передачам, а не объем времени, отводимого
для их трансляции. Обоснованное измерение объема времени на передачи разного
типа — документальный анализ "сетки" программ телевидения. Чтобы
повысить обоснованность измерения, используют ряд технических приемов. (1)
Наиболее простой способ — логические рассуждения на основе опыта и здравого
смысла. Обратимся к примеру из обследования, проведенного Б. М. Фирсовым.
Задача: определить среднюю интенсивность просмотра телепередач путем массового
опроса телезрителей. Первый вариант построения шкалы был таков. Вопрос: "Сколько
приблизительно часов в день Вы проводите у телевизора?" Шкала для ответа
содержала пять интервалов: (не больше 1 часа) — (от 1 до 2 часов) — (от 2 до 3
часов) — (от 3 до 4 часов) — (свыше 4 часов). Путем логических рассуждений были высказаны следующие
сомнения в обоснованности такого метода. Следует указать день просмотра
телепередач: будний, субботний или воскресный. Иначе неясно, какой из дней
зритель выберет за эталон оценки. Не спасет положения и вопрос, сколько в среднем
часов в неделю зритель проводит у телевизора, так как люди не привыкли думать в
"средних" величинах. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |