В числе
недостатков этого метода — указанная выше опасность включенного
наблюдателя утратить объективность, становясь в позицию тех, в среде кого он
действует. Но такая заинтересованность вместе с тем может быть и преимуществом,
если социолог трезво оценивает ситуацию и неуклонно следует хорошо продуманной
концепции исследования. Отмечают
также субъективное воздействие на оценку происходящего и стороннего наблюдателя.
Достоверность и обоснованность суждений по впечатлению наблюдателя, согласно
некоторым данным, достигает лишь 0,5 корреляции с данными, полученными
объективными способами. Имеет место "снисходительность" наблюдателя
в отношении наблюдаемых, тенденция оценивать ситуации более положительно.
Возможен и обратный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а
также "ошибка усреднения", т. е. боязнь крайних суждений, и ошибка
"контраста", указанная Гилфордом. Последняя состоит в том, что оценивающий
других склонен судить о них по своим собственным чертам характера так, что
придает им крайнее значение в сравнении с собственными чертами (слишком темпераментному
кажется, что другие люди, напротив, излишне вялы, рассудительны и
малоэкспрессивны). Короче говоря, личностные особенности наблюдателя определенно
сказываются на его впечатлениях. И этого не следует забывать.5 5 Негативные аспекты метода наблюдения детально описаны в . С. 237, 329—334]. О методе
наблюдения см, также [170. Кн. 2]. И конечно,
наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового
характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение
непредставительным. В целом
же при использовании методологии "жесткого" (количественного)
подхода наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы
и служит трамплином, для массового обследования, либо применяется на
заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации
основных выводов. В
монографическом, многостороннем
исследовании одного или немногих объектов (например, поселений) метод
провоцирующего наблюдения, или метод наблюдающего участия, равно как и
этнометодологические процедуры наблюдения6, выступают основным
инструментом регистрации и интерпретации данных. 6 Подробнее см. гл. в, § 2. В этой
стратегии наблюдатель активно включается в ход изучаемых событий, вступает во
взаимодействие с наблюдаемыми. Наблюдение является здесь полноценной исследовательской
методологией. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |