(в)
Третий параметр — оценка трудности формирования ответа: уровня компетентности,
припоминания событий, представления воображаемой (гипотетической) ситуации,
исчисления (например, среднего дохода), сравнения значительного количества
отдельных событий, наблюдений и т. п. Надо
помнить, что полнота и глубина информации существенно зависят от общей культуры
и кругозора респондентов. Так,
российскими исследователями было найдено, что люди с относительно высоким
уровнем образования способны оценивать вероятную достоверность своих сведений,
тогда как респонденты с низким уровнем образования не могут этого сделать.14 14 Многие люди вообще склонны не
слишком различать полугона. Более того в 70-е гг. они стремились согласиться с
общепринятым мнением, избегая отвечать "нет" (на любые вопросы, где
"нет" может означать противопоставление себя другим), отрицательно
реагировали на фразы, в которых предлагаются изменения, радикальные меры и т.
п. Как уже
говорилось, достоверность полученных сведений прямо зависит от содержания
планируемой информации. Остановимся на этих особенностях подробнее. Статус
(положение) опрашиваемого. Какова бы ни была тема опроса, обычно требуются некоторые сведения,
которые на социологическом жаргоне называют "паспортичкой": пол,
возраст, образование, стаж работы, семейное положение, доход. На первый взгляд
кажется, что нет ничего проще, чем получить надежные данные такого рода. В
действительности это не так. (1)
Категории для ответов — первая трудность. Следует ли задавать паспортные
вопросы в открытой (без подсказки вариантов ответа) или закрытой форме (с
подсказкой). В открытой — явно плохо, ибо мы не знаем, что вздумается написать
в ответ на простейшие вопросы: "Ваше семейное положение?"
("женат — холост'*; "семейный — несемейный"; "одинокая —
многодетная*'; или "семейное положение неопределенно: снимаю угол");
"Ваш возраст?" ("19 лет", или "родился в 1968г.",
или "пенсионер"); "Образование?" ("неполное
среднее", "9 классов", "учусь в колледже"). В
закрытом варианте сведения такого рода более надежны. Но здесь возникает
проблема выделения обоснованных группировок для ответа. Скажем, в информации
о возрасте целесообразно использовать группировку, отвечающую целям
исследования и в то же время принятую в государственной статистике. Обычно
используют следующую периодизацию возраста: 1—4, 5—6, 10—14, 15—19, 20—24,
25—29, 30—34, 35—39, 40—44, 45—49, 50—54, 55—59, 60—69, 70—79, 80 и старше. По
экспертной оценке социологов, в группировках до 25 лет целесообразно
использовать шкалу, учитывающую особые стадии жизненного цикла и занятия в этом
периоде: 0—2, 3—4, 5—6, 7—9, 10—12, 13—14, 15, 16, 17, 18—19, 20—21, 22, 23, 24
[164. Т. 1. С. 121]. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |