Главный
недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и
оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, которые
очерчивают контекст высказанных суждений. Изменение границ сопоставления
суждений ведет к изменению акцентов: доминирующие пункты информации могут
оказаться на периферии, периферийные — передвинуться в центр внимания
опрашиваемого. Другой
недостаток открытых вопросов с трудности обработки данных. Пространные ответы
предполагают последующую группировку и часто квантификацию, а контент-анализ ответов — процедура сложная и
трудоемкая. Но самое главное — здесь требуется высокое искусство
"расшифровки" реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их
суждения, ибо "практическое сознание" не является прямым аналогом
теоретического, которое социолог использует в подобных операциях
контент-анализа.20 20 О тонкостях такого анализа см. [8, 72. С.
193—227]. Закрытые
вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения
оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных
вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при
открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность
не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок,
шкалируя их по каждому варианту. Например, один
из вопросов Мониторинга общественного мнения, проводимого Институтом
социологии РАН, начиная с 1992 г. [99], в закрытой форме выглядит так (схема
18). Схема 18 Закрытый вопрос: "Как Вы оцениваете некоторые
условия и обстоятельства Вашей жизни в настоящее время по сравнению с тем, что
было у Вас полгода назад?" Указанные
преимущества плюс экономичность применения закрытых вопросов ведут к тому, что
они чаще используются исследователями, иногда без достаточных оснований.
Главное же основание выбора меры стандартизации ответов на вопрос —
уверенность исследователя в том, что предлагаемая им схема ответа максимально
полно соответствует потенциальному разнообразию возможных мнений
опрашиваемых. Такую уверенность можно приобрести лишь при условии тщательного
пилотажа — опробовании различных форм опросников до начала сбора основной
информации, к чему мы еще вернемся. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |