(7) Для
оживления текста используют также рисунки и необычные способы отметки: стрелы,
указывающие на возможные варианты ответов (просят зачеркнуть путь, по которому
нежелательно идти), часовой циферблат (если надо указать объем времени,
затрачиваемого на что-то), сигнал "Стоп!" перед новой серией
вопросов, относящихся к другой категории опрашиваемых ("Стоп! Сейчас мы
обращаемся только к семейным, имеющим детей.»"). Тартусские
социологи ввели в практику анкетных опросов шутливые рисунки, поясняющие смысл
данного раздела. Чтобы побудить опрашиваемых к заинтересованной оценке
материалов газеты, новосибирские социологи вводили рисунок двух спорщиков,
один из которых держит газету. В простейших
анкетах, которые содержат несколько вопросов и полностью закрытые ответы
(экспресс-опрос), иногда допускается "самокодирование" по матрице, отпечатанной
в конце опросного листа. Подобное самокодирование принято в некоторых
психологических тестах (схема 21). Пояснение
к матрице таково: "Все
Ваши ответы на поставленные вопросы были пронумерованы подряд. Пожалуйста,
просмотрите свои ответы и поставьте отметку в этой таблице, отмечая те номера,
которые соответствуют номерам ответов, отмеченных Вами в тексте". Проба
анкеты, ("пилотаж").
Любой исследовательский инструмент, как мы уже знаем, проходит проверку на его
обоснованность, но именно при использовании анкет наблюдается желание
обойтись, так сказать, "кабинетным вариантом", т. е. еще раз
проанализировать текст и структуру анкетного листа, не обращаясь к его
апробированию на практике. Возможны
случаи, когда проба действительно не нужна: анкета полностью заимствована у
других исследователей, которые ее опробовали. Но тогда совершенно необходимо,
чтобы авторы разработанной анкеты сообщили показатели ее надежности (устойчивости,
обоснованности, адекватности получаемой информации). К сожалению, в нашей
практике это случается крайне редко. В обычном
"пилотаже" исследователь сначала тщательно анализирует
сконструированный опросный лист по всем тем критериям, которые нам уже
известны, затем размножает его в 30—50 экземплярах, которые и испытываются на
опытной группе респондентов. Эта группа представляет микромодель планируемой выборки
с выделением крайних значений ее параметров: полярных уровней образования,
мужчин и женщин, других особенностей, существенных для представительности
выборки. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |