Типичный
пример отвлекающего маневра — тесты на отбор группового, лидера. Простой опыт
позволяет установить степень инициативы и готовность принять на себя
ответственность. Нескольким лицам предлагают в максимально короткий срок рассортировать
по цвету
и по форме картонные фишки (треугольники, круги и квадраты, окрашенные в три
цвета). Цель, объявляемая группе: идет проверка на быстроту реакций и
внимательность. В действительности наблюдатель регистрирует, кто из испытуемых
примет на себя оперативное руководство этой совместной работой. Вначале каждый
член группы пытается тасовать фишки сам за себя, потом кто-то предлагает
разделить функции (одни тасуют по цвету, другие — по форме). Этот последний и
проходит испытание на лидерство. Понятно, что, объявив заранее подлинную цель
эксперимента, мы провалили бы его, не успев даже начать. При
соучаствующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства
исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и
симпатии. Классический пример использования включенного наблюдения для сбора
основной информации — работа Уильяма Уайта (1936—1939 гг.), который и ввел этот
метод наблюдения в научную практику [376]. Будучи
сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из
американских городов, чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов,
населяющих этот район (он дал ему название Корневиль). Уайта интересовали
обычаи эмигрантов, оказавшихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения.
Район Корневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное
подозрительных банд. Уайт
вошел в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен
описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил тот особый жаргон
итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он провел бок о бок
с этими людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров,
научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в
одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек.
Вначале он вел регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не
стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке;
все привыкли видеть его с блокнотом в руках. В нашей
стране одним из первых, кто использовал метод включенного наблюдения, был В. Б.
Ольшанский, в то время сотрудник Института философии АН СССР. Изучая ценностные
ориентации и идеалы рабочих, он поступил ни завод и проработал там несколько
месяцев. За это время он достаточно сблизился с рабочими, чтобы составить
программу последующего формализованного обследования путем интервью [192, см,
также 229], опросов и групповых дискуссий. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |