Это ответ на вопрос, как вести регистрацию событий и вместе с
тем — как контролировать обоснованность и устойчивость информации. Ведение записей в полевых условиях или простом бесструктурном и
невключенном наблюдении — дело навыка и изобретательности исследователя. Одни
пользуются кодовыми словами или обозначениями, которые заносят в блокнот при
первой возможности, чтобы потом расшифровать записи. Другие имитируют какое-нибудь
занятие, связанное с записями (наблюдатель-"стажер" на производстве
может спокойно вести регистрацию впечатлений). Третьи, обладающие очень хорошей
памятью, все записи ведут в конце дня, пользуясь магнитофоном, а лучше — занося
в память компьютера. Независимо от способа ведения записей в процессе самого
наблюдения их следует ежедневно упорядочивать по программе исследования и
ориентирам наблюдения, разносить в карточки, фиксировать в компьютерном файле
или в протокол описания ключевых событий, лиц. ситуаций. Структур изо ванное наблюдение предполагает более строгие приемы
ведения записей. Здесь используются бланки-протоколы, разлинованные по пунктам
наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций. Приведем пример такого протокола на основе карточки индикаторов
наблюдения событий, происходящих во время собрания (схема 15). Наблюдатели и
сотрудники исследовательского коллектива расчленяют зоны наблюдения
(президиум, выступающий, сектор участников собрания из 15—20 человек) и по
шкале времени фиксируют происходящее, пользуясь кодовыми обозначениями. В
протоколе (схема 16) в каждой строке делается отметка пункта номинальной шкалы
с учетом времени. Напомним, что другой наблюдатель регистрирует по
соответствующей инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать
реакции аудитории на выступления с трибуны собрания. Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с
помощью шкал ранжирования по схеме 15, графа 2, Современная техника позволяет
использовать магнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие
подлинность регистрации наблюдаемого. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |