Итак,
регистрируя в социологическом и социально-психологическом исследовании
диспозиции личности, мы тем самым получаем информацию о возможной
направленности поведения людей в определенных условиях. Однако крайне важно
иметь в виду, что разные диспозиционные образования обладают различной
"прогностической силой" в отношении возможного поведения. Система
ценностных ориентации (именно система, их целостность, а не отдельные
ориентации) указывает на направленность интересов личности в восприятии
наиболее важных (в субъективном смысле) сторон жизни и отношения к общим
условиям деятельности, нравственные принципы человека. Знание о ценностной системе
— неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как
целеустремленного или Же сравнительно нецелеустремленного, как относительно
конформного и неконформного (т. е. как относительно самостоятельного и
относительно несамостоятельного). Методики
для выявления системы ценностных ориентации многообразны. Одна из них, предложенная М.
Рокичем и адаптированная к нашим условиям40, состоит в том, что обследуемым предлагается последовательно
ранжировать 18 наименований терминальных ценностей — целей жизни и 18
наименований инструментальных ценностей, т. е. ориентации на основные средства
достижения жизненных целей. 40 Адаптация выполнена А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В.А.Ядовым [235.
С. 208—209]. Список
терминальных ценностей включает следующие: активная, деятельная жизнь;
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным
опытом); здоровье (физическое и психическое здоровье); интересная работа;
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); материально
обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и
верных друзей; общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение
мира между народами (как условие благополучия каждого); общественное признание
(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); познание (возможность
расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное
развитие); равенство (равные возможности для всех); самостоятельность как независимость
в суждениях и оценках; свобода как независимость в поступках и действиях;
счастливая семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности):
уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); удовольствия
(жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |