(4) Используются многообразные индексы
социометрической диагностики группы, включая среднестатистические по
нескольким критериям. Например, нетрудно подсчитать среднюю индекса
отточенности по критериям "работа" и "досуг" вместе. То же
самое можно сделать для определения общего сопиометрического статуса любого из
членов группы, используя для этого показатели статуса по ряду критериев. (5) На основе матрицы строится также
графическое изображение связей симпатий и антипатий — социограмма. Связи
симпатии обозначают непрерывной линией с указанием направления от одного к
другому лицу, а связи антипатии — прерывистой. Если Л симпатизирует В, но В не
симпатизирует А, то в социограмме запишем: А*^ В. Отсутствие выбора или
отвержение не обозначаются. Например, в
социограмме на рис. 12 показано, что А — лидер группы, вместе с В и С
образующий ее ядро. Члены группы Е и G
испытывают взаимную неприязнь, F
оказывается вовсе вне контактов с остальными (отвергнутый). Чтобы улучшить
групповой климат, надо повлиять на взаимоотношения между Е и G или содействовать переходу этих лиц в другой
коллектив; было бы неплохо вывести из группы отвергнутого. Потеря же А означала
бы нарушение эмоционально-психологической целостности этой группы, ибо он ее
цементирует и является активным носителем групповых норм и традиций. Рис. 12.
Социограмма отношений симпатии и антипатии в группе из 7 человек (А, В, С, D, F,
G) (6) Разработаны более сложные приемы
анализа групповых структур на основе социометрического теста с использованием
корреляционных коэффициентов и языка теории графов (см. с. 345). Так, В. И.
Паниотто предложил расчеты индексов сплоченности как минимального числа связей,
которые необходимо разорвать, чтобы граф стал несвязным; устойчивости
групповых связей как нормированное минимальное число вершин, которые надо
удалить, чтобы граф стал несвязным; индекс неоднородности структуры —
нормированное число вершин, остающихся неподвижными при всех перестройках графа,
описывающих структуру группы по данному критерию [197. С. 149—151]. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |