Главная страница Глава V "ЖЕСТКИЙ" АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ1 1 "Жестким" мы называем
статистический анализ в отличие от "мягкого" — качественного (гл. VI ). Анализ
собранной информации — самый увлекательный этап исследования. Мы проверяем,
насколько верны были исходные предположения, получаем ответы на заданные
вопросы и выявляем новые проблемы. Методологический инструмент анализа —
гипотезы, сформулированные в программе, и те, что возникают по мере их
проверки и отвержения уже в процессе анализа собранных данных. Вспомним,
что гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные. Соответственно
этому выделим два класса процедур анализа. К первому отнесем дискриптивные
процедуры: группировку, классификацию и с некоторыми оговорками типологизацию2.
Второй класс образуют аналитике-экспериментальные процедуры, назначение
которых — установление связей взаимодействия и детерминации. 2 Строго говоря, типологизация —
промежуточный этап, совмещающий группировку и переход к анализу данных для
проверки гипотез; ниже, при рассмотрении теоретической типологизации мы в этом
убедимся (см. раздел 2 этой главы). Цель
этой главы — рассмотрение основных методов, но не техники анализа данных. Из
технических средств мы используем наипростейшие и при необходимости будем
отсылать читателей к соответствующей литературе. И
последнее. В этой главе речь идет об анализе данных массового социологического
обследования, о качественно-количественном анализе, а в заключительном
параграфе — о стратегии качественного анализа. 1. ГРУППИРОВКА И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯГруппировка
и классификация — элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их
анализ. С помощью этих действий мы "уплотняем" информацию, как бы
расширяем области подобия и уста-навливаем новые границы различий в массе
эмпирических данных, не выходя при этом за пределы индикативных свойств (т. е.
на "языке" фиксированных данных наблюдения» опроса, документов).
Типологический анализ опирается на те же или аналогичные процедуры» но
предусматривает более высокий уровень обобщения, основанием которого выступают
не сочетания признаков-индикаторов, но понятия, с ними соотносимые. Это уже
стратегия анализа на качественно ином уровне обобщения. Главная страница Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |