Практические
советы 1. Приступая к анализу данных, будем строго
придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных заключений
относительно их подтверждения, если факты "укладываются" в гипотезу,
но вместе с тем соблазна увлечься самим процессом анализа как таковым, что
нередко уводит в сторону от целевой ориентации исследования. 2. Первоначальные группировки и классификации
разумнее всего производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а
последующие — предварять уточняющими и интерпретационными предположениями,
продвигаясь к объяснительным. Чем дальше мы углубляемся в анализ данных, тем
большее значение приобретают объяснительные гипотезы, непосредственно
связанные с программными задачами исследования. 3. Если гипотезы нетривиальны, особое внимание
следует уделять заключениям, которые с ними, не согласуются. В результате перепроверок,
использования различных приемов анализа мы вводим ограничения, уточнения
исходных гипотез и обнаруживаем либо их справедливость, либо уверенное
опровержение, что побуждает выдвинуть новые гипотезы и осуществить их
последовательную проверку. 4. Не следует смешивать уточнение и интерпретацию
данных с их объяснением. Последнее является главной задачей анализа, позволяет
установить причинные зависимости, истолковать найденные связи в понятиях более
общих тенденций и закономерностей, дает основание для прогноза и,
следовательно, для перехода к обоснованию практических решений социальных
проблем. 5. При использовании стратегии качественного
анализа данных (о чем см. ниже — гл.VI) будем помнить, что не следует бросаться
из одной крайности в другую. Количественный анализ и качественное осмысление
массовой статистики под углом зрения исследовательских гипотез не менее ценны,
чем всесторонняя интерпретация статистически непредставительных данных. В одном случае мы
приобретаем определенное знание о частных фрагментах социальной реальности, в
другом — выявляем смыслы фактов и явлений без гарантий их типичности,
распространенности в широком "социальном пространстве". Понимая эти
особенности двух разных стратегий, мы должны комбинировать их в зависимости от
целевой установки исследования. Хорошо сказано: "дискуссия о преимуществах
качественной методологии и недостатках количественной — это призрачное противостояние"
[62, С. 32]. Предыдущая Главная страница Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |