В итоге
таксономического анализа было обнаружено, в частности, шесть различных групп
(таксонов): (I) — семейные мужчины и женщины, (И) — неженатые молодые мужчины, (III) — молодые девушки и незамужние
женщины, (IV) — престарелые женщины без мужей, (V) — одинокие женщины среднего
возраста без специальности, (VI) — одинокие женщины, имеющие специальность. Эти таксоны
существенно различаются по характеру миграции (табл. 9). Так,
группа семейных (I) в основном перемещается из села в село, что также свойственно
группе IV (это
"бабушки", переезжающие из села в село к взрослым детям). Молодежь
(группы II и III) по преимуществу движется в город, причем девушки больше, чем
юноши. Выделенные
здесь типы довольно обобщены. Продолжая таксономический анализ, авторы
обнаружили аемало более специфических и относительно малочисленных групп, различающихся
по набору свойств. Интереснейший
результат получил А. М. Демидов5, который подверг кластерному
анализу данные массового опроса россиян в проекте изучения стилей жизни с
интервалом в 1 год. 5 Публикуется с согласия автора (ВЯ.) Исходные
данные фиксировали ценностные ориентации, поведенческие установки, образцы
поведения, потребительские привычки, восприятия некоторых стандартов жизни. Весь
этот колоссальный по объему и взаимосочетаниям материал был подвергнут
кластерному анализу — типологиэа-ции на осаове выявления устойчивых сочетаний
множества признаков. Полученная типология поддается интерпретации в
пространстве свойств двух векторов: "надежды — разочарования" и
"амбиции — пассивность" (рис. 14). Стили
жизни ("со-циостили", как обозначил это автор) образовали следующие
кластеры (сочетания свойств): "ретрограды" — характеризуются
пассивным восприятием жизни, пессимизмом, разочарованием, ценностной дезориентацией,
страхом перед будущим, социальной дезориентацией. Сильно выражены стремление к
порядку и стабильности, патернализму, авторитарные тенденции при одновременном
недоверии существующим социальным институтам. Преобладают материалистические,
меркантильные ориентации, обусловленные в основном тяжелыми условиями жизни; Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |