Короче говоря,
метод теоретической типологизации ведет к объяснению, сформулированному в
гипотезах, вытекающих из данной теории, тогда как эмпирическая типологизация
допускает лишь описание полученных данных и их интерпретацию, что позволяет
формулировать более общие гипотезы, продвигает исследование в сторону
разработки теории. В первом случае "теория на входе", во втором — "теория на
выходе" — как результат
анализа эмпирических данных. 3. ПОИСК ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ Перекрестная
группировка по двум и более признакам — прямой путь к обнаружению возможных
взаимосвязей между переменными. Для этого нужно составить таблицу
определенным образом, например, подсчитать пропорции частот одного признака в
зависимости от частот другого. Для неискушенного читателя при изложении
результатов социологических обследований разумнее использовать процентные
отношения группировок. В научной публикации следует указывать статистические
критерии взаимосвязей и их значимости. Правила
процентирования6 вовсе не так просты, как может показаться неопытному
исследователю. Основной вопрос: принимать ли за 100% данные по строке или по
столбцу? 6 Подробно эти правила излагает X. Хейман [339] Это
зависит от двух обстоятельств: от характера выборки обследованных и от логики
анализа. Выборка может быть либо репрезентативной (выборочная совокупность
есть микромодель генеральной совокупности), либо нерепрезентативной. В
последнем случае нам как минимум неизвестны пропорции существенных
характеристик в генеральной совокупности, или мы знаем, что эти пропорции в
выборке не соблюдаются. Возможна двоякая логика анализа "от причин к
следствию" или "от следствий к причинам", что определяется
гипотезой и содержанием данных. Если
выборка представительна и отражает пропорции изучаемых групп в генеральной
совокупности (данного завода, например), тогда можно вести двоякий анализ
данных: по логике "от причин к следствию" и "от следствия к
причинам". Рассмотрим
пример. Предположим, что 1000 человек, работающих на акционерном предприятии,
где акции принадлежат исключительно его сотрудникам, распределились в зависимости
от того, участвуют или не участвуют они в технической и организационной
модернизации производства, следующий образом (табл. 10). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |