Наконец,
в случаях, когда представительность перекрестной классификации в принципе
нельзя установить (например, о ценностных ориентациях и политических взглядах,
отношений к партиям, где распределение в генеральной совокупности заранее
вообще неизвестно), расчет процентов допустим в обоих направлениях и по
диагонали с условием, что установленные связи требуют дополнительной проверки,
ориентировочны. Для такой проверки используют систему так называемых контрольных
(опосредующих) переменных. Анализ
взаимосвязи двух переменных с помощью контрольного (опосредующего) фактора — прием, используемый для того,
чтобы установить прямые и опосредованные, причинные и сопутствующие связи, а также
уточнить их напряженность. Рассмотрим три вымышленных примера, в которых
проиллюстрируем основные логические проблемы этого метода.8 8 Задачи этого класса применительно к социологии были впервые сформулированы в 40-е гг. П. Лааарсфел ьдом и П. Кен дал л и получили в дальнейшем более полное логическое обоснование в работах
X. Хеймана [339. С. 286—295]. Пример
1. Надо
определить, имеется ли связь между интересом людей к познавательным программам
телевидения (обозначим как фактор П) и к развлекательным программам (фактор
Р). Для установления взаимосвязи между этими явлениями используем простейший
показатель — коэффициент ассоциации двух качественных переменных по Юлу. Чтобы
подсчитать коэффициент ассоциации Юла, достаточно фиксировать наличие (+) или отсутствие
(-) каждого из двух сопоставляемых качеств А к В. Построим
двухмерную классификационную таблицу (схема 27). Коэффициент
ассоциации Юла (Q) высчитывается по формуле; Q=(ad - cb)/(ad - сb), где (схема 25) частоты а, b, с, d обозначают наличие или отсутствие признака П
или Р. Свойства коэффициента: 1>Q>-1;
Q=0, если какая-либо из частот (а, b, с или d) равны 0. При значении коэффициента существенно выше
или ниже 0 при некотором доверительном интервале (допустимой ошибке) связь
имеется. Допустим, что
в нашем примере наблюдается такое распределение (условные числа). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |